Меню
Бесплатно
Главная  /  Животные. Многоклеточные  /  Как объяснить ребенку что такое эволюция. Как преподавать теорию эволюции маленьким детям. Насколько велики интеллектуальные расовые различия

Как объяснить ребенку что такое эволюция. Как преподавать теорию эволюции маленьким детям. Насколько велики интеллектуальные расовые различия

Чери Филдс

Это было лето 2012 года. Я только что начала писать книгу о детях и креационизме, как вдруг один известный ‘ученый муж’ заявил в СМИ, что невозможно быть ученым, не верующим в эволюцию. Я не могла дождаться, чтобы ответить ему и точно знала, у кого взять интервью. Мой брат был инженером. Он с детства обучался дома. Мне нужно было просто позвонить ему и собрать необходимые доказательства.

Однако перед тем как набрать номер, мое сердце сжалось от страха: несколько лет назад мой брат выбрал приоритеты и стандартны этого мира, а не Бога.

Что если теперь он верит в эволюцию? В любом случае, я должна была спросить его. Как и следовало ожидать, он стал теистическим эволюционистом. Мой брат верил в Иисуса как своего Спасителя и в эволюцию, как часть Его творения. Он осторожно намекнул мне о том, что его взгляды поменялись не в колледже. Это случилось в подростковом возрасте, после того, как он прочел одну интересную статью в популярном научном журнале.

Благие намерения, но…

Мои родители начали учить нас дома в 1982 г., но в их арсенале было мало хороших источников. Мы использовали единственную программу, которую знали и были довольно счастливы.

Я помню, как нам рассказывали о приобретенных признаках Ламарка, в которые больше никто не верит, и о неточности истории о берёзовой пяденице, но это было всё, что родители могли рассказать нам об эволюции.

Позднее мы нашли новую программу, включающую множество потрясающих медицинских и научных фактов, но в ней совсем ничего не говорилось о Сотворении и эволюции.

Это было сделано умышленно. Идея заключалась в том, чтобы дети учили правду, только правду и ничего кроме правды, и чтобы, когда они услышат ложь, сразу могли её распознать. Звучало вполне разумно. Но слишком часто такой подход обращался катастрофой.

Многие молодые люди, выросшие в христианских семьях, где их учили только тем вещам, которые они должны были принимать как правду, впоследствии легко принимали на веру мирские вещи.

Мир хорошо знает, как упаковать свои идеи в привлекательную, практичную и яркую обёртку. Дети, не имеющие способов распознания и противостояния лжи, находятся в серьезной опасности.

Теперь я сама учу дома своих детей. Я знаю, что не смогу всегда защитить их от цунами безбожного мышления и мирских предположений. Как же мне подготовить их к этому натиску? Вот, что я думаю. В послании к Евреям 5:13–14 сказано: «Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла » .

Наша способность распознать правду похожа на способность нашей иммунной системы распознавать инородных захватчиков.

Так же как мы тренируем свои тела, я тренирую своих детей: я показываю им то, с чем они столкнутся, чтобы они знали, как нейтрализовать опасность. Этот метод медленно и тщательно помогает им наращивать духовные мышцы, которые необходимы для различения добра и зла.

Обучая детей, мы хотим, чтобы они знали намного больше, чем хотели бы эволюционисты.

Конечно же, в 2-3 года мы не рассказываем нашим детям об особенностях строения пернатых динозавров, но мы изучаем другие программы, наполненные более тонкими идеями, которые начинаются в более позднем возрасте.

Мы говорим об этом. Обучая детей, мы хотим, чтобы они знали намного больше, чем хотели бы эволюционисты. Если дети заранее знают принимаемые учёными предположения, менее вероятно, что они поверят им на слово.

Один из моих сыновей как раз сейчас начинает изучать историю мира. Мы пользуемся учебниками, по которым детей учат во всех школах. Когда в учебнике говорится, что люди жили более 10000 лет назад, я быстро рассказываю о методе датирования по углероду. В следующий раз, когда мы встречаем в учебнике такую огромную цифру, я спрашиваю сына, откуда ученые «знают», что это было так давно, и что говорит об этом Библия.

(Кстати, когда мы читаем о том, как люди могли «придумать» фермерство, металлургию, музыку и т.д., мне нравится обращаться к начальным главам книги Бытие. Нам не нужно гадать, как это делает мир, но мы доверяем простому описанию истории, которое сохранил для нас Бог!)

freeimages.com/samlevan

Недавно мы с детьми начали изучать землеведение. На двух страницах учебника по этому предмету была нарисована временная шкала жизни, начинающаяся с «первых клеток». Здесь мы остановились и опустились в историю намного глубже. Эволюционисты не хотят посвящать детей в такие тонкости. Мы поговорили о Спонтанной генерации, переименованной сегодня на абиогенез . Затем мы обсудили то, что появление каждого нового типа организма основано на последовательности их захоронения.

Двое моих старших детей сейчас изучают анатомию и биологию. Это хорошее время познакомить их с мутациями – единственным механизмом, с помощью которого эволюция «создает» новые признаки. И, конечно же, нельзя не упомянуть естественный отбор.

Ни один учебник для детей, которые мне приходилось видеть, не объясняет, почему его авторы верят в то, чему учат. Они просто делают окончательные выводы, словно это неоспоримые факты. То же самое можно сказать и о большинстве материалов для взрослых. В действительности, чтобы найти основание научных заявлений, зачастую мы вынуждены обращаться к научным статьях и работам, написанным специально для учёных - посвящённых людей, надёжно защищающих хрупкие секреты своих предположений.

Последняя тема, которую мы рассматриваем на наших занятиях, касается последствий эволюционного мышления для мировоззрения. Как любая другая философия, эволюционизм и креационизм должны ответить на основные вопросы о жизни:

  1. Кто я?
  2. Почему я здесь?
  3. Куда я иду?
  4. Что в действительности имеет смысл в жизни?

Библия изобилует ответами на эти вопросы. У эволюционистов они тоже есть, но обычно о них мало говорят, потому что эти ответы не очень-то и привлекательны. Посмотрите на них:

  1. Случайное скопление материи
  2. Нет никакой причины (или же только для того, чтобы передать вашу ДНК, что в любом случае не имеет смысла)
  3. В никуда
  4. Ничего

Трудно представить себе человека, который хотел бы выбрать пустоту натурализма, если только он не скован грехом и гордостью. Большинство детей из христианских семей не опустились до такого уровня – пока.

Гарантирует ли это, что мои дети всю жизнь будут крепко держаться Господа? Нет, но мне не страшно за них. Мое дело – молиться за них, жить в посвящении Иисусу и предложить им присоединиться к своему Отцу и ко мне в Его царстве.

Ни один человек не может изменить сердце. Это – работа Бога. Я хочу дать Святому Духу инструменты, с помощью которых Он будет менять моих детей.

«Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих». (Матфея 18:14).

PS : Вы обнаружили, что ваши детей столкнулись в школе с темой эволюции? Здесь могут помочь те же принципы. Возьмите учебник и изучите несколько следующих глав. Сконцентрируйтесь на мышлении, лежащем в основе сделанных выводов. Учите своих детей большему, чем хотелось бы эволюционистам. И наконец, учите детей тому, как быть свидетелями в этом мире.

Почему у жирафа длинная шея?

Нас умиляет, когда маленькие дети, отвечая на этот вопрос, строят забавные теории. Однако привычка к интуитивным и ошибочным концепциям может сохраниться на всю жизнь...

Наверное, каждый, кто видел это величественное создание на свободе, обрывающим высокие ветви акации, поражался чуду эволюции. Длинная шея жирафа - прекрасная адаптация к естественной среде обитания. Очевидно, жираф приобрёл эту необычную и полезную черту, чтобы питаться теми вкусными листьями. Яркий пример естественного отбора!

Это объяснение, предложенное шестилетними детьми, кажется правильным и логичным только на первый взгляд. В действительности оно демонстрирует полное непонимание адаптации путём естественного отбора - ключевого понятия теории эволюции. Дети совершенно верно определили функцию шеи. Ошибка заключается в представлении о том, что жираф, приложив к тому достаточное усилие, якобы способен трансформироваться с выгодой для себя.

На самом деле естественный отбор не ставил перед собой цель подарить жирафу длинную шею. Тем более не стремится к этому каждый конкретный жираф. В действительности происходило постепенное изменение частоты, с которой у представителей данного вида рождалось потомство со сравнительно длинной шеей. Это изменение имело место только потому, что жирафы, которым повезло с этим «приспособлением», чаще выживали и успешнее размножались. Важно отметить: менялись не отдельные жирафы, а популяция в целом.

Образованный взрослый знает об этом, но маленьким детям нелегко понять столь сложную концепцию. Дети - пока их не научат мыслить иначе - строят теории, объясняющие мироздание, интуитивно, и в этих теориях на первый план выходят замысел, цель, намерение. Нет смысла преподносить им такие сложные идеи, как естественный отбор, потому что они будут неверно истолкованы. И мы ждём, когда дети подрастут и их познавательная способность станет более зрелой.

Подготовлено по материалам Ассоциации психологических наук США .

Дмитрий Целиков
21 ноября 2013
compulenta

Комментарии: 0

    Ученые всерьез обеспокоены растущим разрывом между прогрессом науки и отсталостью общественного сознания, прозябающего в плену невежества и предрассудков. Исследования последних лет выявили связь между неприятием определенных научных теорий взрослыми людьми и психологией маленьких детей. В частности, свойственная детям «неупорядоченная телеология» – склонность приписывать каждому предмету цель, ради которой он был кем-то сделан – является одной из причин удивительной живучести креационизма.

    Ричард Докинз беседует с мусульманским журналистом канала «Аль-Джазира» Мехди Хасаном на тему религии, ислама, веры, политической идеологии, образования и нравственности.

    Психолог Джастин Баррет сравнивает верующих людей с трехлетними детьми, которые "считают, что другие люди знают практически все". Доктор Баррет - христианин, редактор журнала "Познание и культура", автор книги "Почему кто-то верит в Бога?". По его словам, свойственная детям вера во всезнание окружающих уменьшается по мере взросления благодаря опыту. Однако это отношение, необходимое для социализации человека и продуктивного взаимодействия с другими людьми, сохраняется в том, что касается веры в Бога.

    Международная группа генетиков и психологов на выборке из более чем 6000 пар близнецов выяснила, какие факторы определяют высокую наследуемость результатов экзаменов, сдаваемых английскими учениками после окончания средней школы. Оказалось, что в наследуемость результатов экзаменов вносит вклад не только общий интеллект, но и многие другие признаки, формирование которых также существенно зависит от генов. Это означает, что врожденные особенности более важны для достижения успехов в учебе, чем принято считать.

    Специалисты из Стэнфордского университета обнаружили, что сканирование мозга восьмилетних школьников позволяет спрогнозировать, какими будут их успехи в изучении математических наук в течение последующих шести лет.

Австралийские ученые нашли предка человека в возрасте 3,5 миллиардов лет. Он оказался одноклеточным микробом. Редакция KYKY попросила белорусского ребенка прокомментировать научное событие.

Уче ные из университета Old Dominion нашли в Австралии окаменелость, которой около 3,5 млрд лет. По словам исследователей, речь идет про одноклеточные микробы, которые являются далекими предками человека. «Такие микробы могли обладать способностью перерабатывать солнечный свет в энергию, при этом выпуская неприятный запах серы в качестве побочного продукта », рассказал руководитель исследовательской группы Роберт Хазен. По его словам, если бы люди перенеслись на 3,5 млрд лет назад и посетили любой австралийский пляж, « они бы непременно нашли там желеобразную массу фиолетово-коричневого цвета, скользкую, вонючую, но живущую очень счастливо ».


Комментирует Катя Ященко, 8 лет, ученица 3 класса гимназии № 75:

«Мне кажется, австралийские ученые съехали с катушек. Самый первый человек был обезьяной. Во всех поликлиниках есть плакаты про это. Обезьяна поднимается, потом превращается в бородатую обезьяну, потом вообще выпрямляется, и в конце – стоит такой мальчик с пипиской, в шкуре и с палкой. Я подумала, это правдивее всего. А ученые с дуба рухнули. Скользкая масса по запаху, как тухлые яйца, – это отвратительно. Еще через три с половиной миллиона лет они нас найдут на пляже, и мы будем такой же серой массой. Бактерии маленькие и злые. Мы можем проглотить их и отравиться. У микробов нет глаз, рта и носа. Как они могли превратиться в таких людей, как мы? Тогда уж приходится верить тому, что Бог жил, и он создал первых людей».

В создании сюжетов участвуют редакционные дети. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок комментировал новости, оставьте заявку на [email protected]

«Уче ные нашли в Австралии неприятно пахнущую окаменелость, которой около 3,5 миллиардов лет. Возраст этих окаменелостей на 300 миллионов лет больше, чем у предыдущих найденных древн ейших примеров жизни на Земле. Исследователи считают, что найденные ими окаменелости принадлежат зловонным одноклеточным микробам, которые являются далекими предками человека. Незначительное количество останков было найдено учёными из университета Old Dominion внутри обломка скалы в Западной Австралии.

По мнению доктора Роберта Хазена, такие микробы могли обладать способность перерабатывать солнечный свет в энергию, при этом выпуская неприятный запах серы в качестве побочного продукта. « Если бы люди имели возможность перенестись на 3,5 миллиарда лет назад и посетить любой австралийский пляж – они бы непременно нашли там желеобразную массу фиолетово-коричневого цвета, скользкую, воню чую, но живущую очень счастливо» , - заметил доктор Хазан.

Вот реальная ситуация, свидетелем которой я стал пару лет назад. Обычное село. Сельский батюшка, выпускник истфака, с интересом прочитал мою книгу «Мифы об эволюции человека» и рекомендовал ее библиотеке Духовной академии. Образованный священник, представьте себе, принимает эволюцию, уважает Дарвина, считает, что Вселенная возникла в результате Большого взрыва.

Учительница физики в школе этого же села начиталась креационистских брошюрок. Она рассказывает детям, что эволюции не было, Земля возникла 6 тыс. лет назад, первыми людьми были Адам и Ева. Сельский батюшка, узнав об этом, приходит в ужас и пытается образумить креационистку. Но тщетно — ведь привезенные из Москвы брошюрки не врут! Россия, XXI век. Перевернутый мир. Кто в данной ситуации представляет бóльшую угрозу для детских умов — сельский батюшка или сельская учительница?..

Школа была и остается местом, где огромное число людей единственный раз в жизни получает научную информацию. Конечно, школа как источник знаний для ребенка сейчас во многом потеряла свое значение — приходится конкурировать с телевизором и интернетом.

Вдвойне важно, чтобы хотя бы в школе учащиеся получали достоверные сведения об устройстве окружающего мира с позиции современной науки. И, в частности, о происхождении человека.

Происхождение человека не только предмет внимания ученых, но и вопрос, ответ на который фактически формирует наше мировоззрение. Тема острейшая, почти скандальная. Как мне кажется, в современной российской школе существует шесть ключевых проблем, связанных с преподаванием антропогенеза.

1. Устаревшие учебники

Я поступил очень просто: сравнил два школьных учебника по «Истории древнего мира»: Коровкин Ф.П. (1962) и Годер Г.И. (2010).

Между двумя учебниками — почти полвека. Список самых важных открытий, сделанных антропологами и археологами за это время, займет несколько страниц. Сколько видов описано! Человек умелый, человек рудольфский, человек работающий, человек грузинский; австралопитеки афарский, анамский, гарри, бахрэльгазальский, седиба; парантропы бойса и эфиопский. На рубеже веков антропологами найдены останки древнейших гоминид — сахелантропа, оррорина, ардипитека, благодаря чему непрерывная эволюционная цепочка наших предков удревнилась вдвое — до 7 млн лет. Невероятные хоббиты с острова Флорес открыты в 2004 году. Генетиками окончательно обоснована африканская прародина человечества (1988 год).

Давайте же посмотрим, что говорится в учебниках о древних людях:

«Древнейшие люди, жившие 700-600 тыс. лет назад, значительно отличались от людей нашего времени. Они были похожи на крупных обезьян. Лбы у них были низкие и покатые. При ходьбе люди сильно наклонялись вперед, а их руки свешивались ниже колен».

«Древнейшие люди жили в жарких странах, где не бывает морозов и холодных зим. Например, в Восточной Африке. Археологи находят здесь при раскопках кости людей, живших более 2 млн лет назад. По этим находкам можно восстановить облик наших самых далеких предков. Древнейший человек очень напоминал обезьяну. У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжелая нижняя челюсть без подбородка, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик, под которым глаза скрывались, как под навесом. Походка у людей была еще не вполне прямая, прыгающая; длинные руки свисали ниже колен».

Вероятно, в варианте 2010 года отразилась информация об открытии в Восточной Африке человека умелого — напомню, что это произошло в 1964 году. В остальном смысл не поменялся. Рассказ о длинных, свисающих ниже колен руках древнейших людей был анахронизмом уже в 1962 году — так наших предков представляли в соответствии с первыми реконструкциями неандертальцев начала XX века. Мы уже много десятилетий знаем, что рук до колен не было даже у австралопитеков — ранних предков человека, более 3 млн лет назад.

Удивительно, но в обоих учебниках не говорится ни слова о том, откуда люди вообще взялись. Свалились с неба? Выросли как грибы? Идея о происхождении от обезьяны стыдливо замалчивается авторами. Ничего не сказано про австралопитеков и других гоминид. Почему наши предки встали на две ноги? Почему у них увеличился головной мозг? Куда делась шерсть? В учебнике юный читатель ответов не найдет. А ведь вопросы на эти важные темы дети задавали мне много раз. Ученики наверняка будут спрашивать учителя — и что он им ответит? Лучше нам не знать...

Описание быта древних людей в современном учебнике не только мало изменилось за последние полвека, но почти не отличается от текста из учебника Р.Ю. Виппера 1913 (!) года — я не шучу. Рассказ об охоте и собирательстве, о добывании огня, о появлении искусства весьма похож. Правда, у Виппера описание интереснее с литературной точки зрения. Сравните:

Виппер, 1913: «Он мало и отрывисто говорил; небесные явления не занимали его. Он не различал добрых и злых поступков, не помышлял о карающем божестве, не задавал себе вопроса, откуда происходит все окружающее, кто правит видимым ему миром. Он умел только шумно радоваться, когда была удача, и тяжело стонать, когда его постигало несчастье».

Коровкин, 1962: «Люди издавали лишь немногие отрывистые звуки. Этими звуками они выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности».

Более приемлемо изложение эволюции человека в учебнике биологии 10-11-х классов (В.И. Сивоглазов и др., 2010 г.). По крайней мере, здесь упоминаются австралопитеки, человек умелый, неандертальцы; говорится об обезьяноподобных предках. Однако в учебнике по-прежнему царит стадиальная концепция, согласно которой эволюция человека происходила путем последовательно сменяющихся стадий: архантропы — палеоантропы — неоантропы. Эта красивая схема была актуальна лет 40-50 назад, однако сейчас выглядит явным анахронизмом.

Итак, бедные дети получают в школе сильно устаревшую информацию.

2. Заблуждения и ошибки в учебниках

Впечатление, создавшееся у меня в процессе чтения учебников, — что их составители не утруждали себя тщательным изучением предмета. Это неудивительно — специалистов по антропогенезу в стране можно пересчитать по пальцам. Однако автор учебника мог бы, по крайней мере, корректно пересказать научные источники. К сожалению, на практике этого не происходит.

Вот пара примеров из учебника 2010 года. Рядом с реконструкцией синантропа красуется подпись «человек, живший около млн лет назад» (на самом деле — полмиллиона). Выясняется, что каменные орудия нужны были людям, чтобы «вырубать дубины» и «обтачивать палки-копалки». На следующей странице мы видим изображение дубины… Вообще-то нет ни археологических находок дубин, ни этнографических аналогов этого виртуального «орудия древних». Знает ли об этом автор учебника?

Представления о «пещерном человеке, вооруженном дубиной» идут из популярной литературы XIX века, рассказы о человеческом стаде и родовой общине — видимо, из работ Фридриха Энгельса.

В XXI веке хотелось бы сменить пластинку. Но, похоже, ни желания, ни способностей для переработку текста у авторов нет.

3. Скучно!

Современный школьник воспитан на ярких мультфильмах, на кино с фантастическими спецэффектами, на телепередачах, где обязательно что-то взрывается; на прикольных картинках из «ВКонтакте», на YouТube-роликах, стремящихся завладеть вашим вниманием с первой секунды. Что же предлагает ему учебник? Блеклые репродукции Буриана. Скука!

Стоит ли удивляться, что при разговорах о древнем человеке подросток вспоминает мультик про Флинстоунов или обезьяноподобных персонажей из фильма «Ночь в музее», а отнюдь не школьный урок?

По идее, ответственно относящиеся к своему делу учителя должны помимо учебника использовать на уроках дополнительные материалы. Просмотр фильмов? Но я не слышал о научно-популярных фильмах по антропогенезу, ориентированных на детей. Публикации из интернета? Их качество вам известно.

Хороший вариант — организовать для детей экскурсию в музей. Только в каком музее за пределами Москвы школьники смогут увидеть экспозицию по антропогенезу? Даже в Петербурге ничего подобного в музеях нет. Совместная выставка «Антропогенез.Ру» и Государственного биологического музея сейчас колесит по стране, но это капля в море.

А еще для того, чтобы давать детям что-то сверх учебника, у учителей должно быть желание и понимание важности этой темы.

4. Отношение учителей

А каким бывает отношение учителей — ясно из примера, которым я начал эту статью. Если учитель сам «не верит в теорию Дарвина» — а это, увы, обычное дело, — ожидать от него рвения глупо. Вот и получается, что учитель сообщает детям (почти цитата): «Ученые когда-то утверждали, что человек произошел от обезьяны. Мы с вами понимаем, что это чушь, но по программе я обязан вам это рассказать».

Еще одна учительница, движимая благородными побуждениями, предлагает учащимся обсудить, какая теория происхождения человека кажется им более убедительной — «религиозная, биологическая или инопланетная».

Свое мнение по сложнейшей научной теме 11-летние мальчишки и девчонки должны составить в течение 10 минут…

Но, может быть, самое распространенное явление — обычное учительское равнодушие. С этой проблемой я столкнулся недавно: в Нижнем Новгороде проводился «круглый стол» на тему проблем преподавания теории эволюции в школе. Хотя в местные школы были разосланы приглашения, на мероприятие не явился ни один учитель.

Зато пришел один псих и несколько старшеклассников.

Школьники поделились бедой: у них в школе введен — правда, в качестве дополнительного — предмет «Проблемные вопросы истории» (за точное название не ручаюсь). Что же дети узнают в рамках нового предмета? Ну, например, знакомятся с «новой хронологией» Фоменко. А еще учитель рассказывает ничего не подозревающим слушателям про Велесову книгу. Когда я сообщил, что Велесова книга — известная подделка, для школьников это было новостью.

Так мы подходим к следующей проблеме.

5. Учительская отсебятина

В России — почти полтора миллиона учителей. В столицах и в глубинке, в крупных городах и в маленьких сельских школах… Огромная армия! Огромная и плохо управляемая. Возможно ли проследить за тем, чтобы учитель излагал тему антропогенеза хотя бы в соответствии с программой? А в частных школах программа может меняться вообще как угодно.

И никто не гарантирует, что ваш ребенок не будет в 10-м классе учить биологию по учебнику Вертьянова «на православной основе», не наслушается рассказов про всемирный потоп и грехопадение или про происхождение человека от атлантов-лемурийцев, как учит спятивший офтальмолог Мулдашев.

А почему бы и нет? Учителя и директора школ — живые люди, они тоже читают блоги и смотрят РЕН ТВ.

Выше я критиковал учебники, но, если честно, мне кажется, пусть учитель лучше рассказывает детям «как в учебнике», чем несет отсебятину! Учебник, пусть устаревший, по крайней мере не содержит явной лженауки. Но как быть, если учительница в школе твердо стоит на антинаучных позициях? Что делать учащимся? Такой вопрос слушатели задавали мне неоднократно. К сожалению, у меня нет хорошего ответа. Переходить в другую школу? Жаловаться? Молча терпеть и уповать на домашнее образование?

6. Методическая проблема

«Нам в школе рисовали простую и стройную картину, — сетует читатель. — А через много лет я узнал, что на самом деле все сложно и запутанно. Что же, выходит, учителя мне врали?» Стоп. Давайте разберемся. Выше мы рассматривали учебник истории древнего мира. Друзья, это 5-й класс. Про каменный век и происхождение человека детки узнают в 11 лет, одновременно с дробями и натуральными числами.

Обратите внимание на методическую проблему. Математику мы постигаем, двигаясь от простого к сложному. Сначала — таблица умножения, затем — дроби, далее — квадратные уравнения. А в истории не так. Разве история Древнего мира проще новейшей истории? Отнюдь. Однако Древний мир проходят вместе с дробями, а новейшую историю — в 9-м классе, с квадратными уравнениями и прогрессиями. Если вы забыли, каков уровень подачи информации пятикласснику, вот фрагмент из методического пособия для учителей (1988 г., Годер Г.И.):

«Прочтите, сколько (примерно ) лет назад жили на Земле древнейшие люди, — говорит учитель и пишет на доске: «2 000 000 лет назад». Задание привлекает внимание к огромному возрасту человечества и одновременно побуждает учащихся самостоятельно назвать дату. Получив ответ, полезно проверить, понятно ли пятиклассникам выражение «столько-то лет назад». Обращаясь к отдельным ученикам, учитель спрашивает: «Сколько лет назад ты родился? пошел в школу?» (с. 8)».

Учитель должен убедиться, понимают ли дети фразу «2 млн лет назад». Вот на такой уровень слушателей рассчитана программа.

Будет ли кто-то, находясь в здравом уме, грузить пятиклассников латинскими названиями древних гоминид, археологическими терминами, особенностями радиоуглеродного анализа?

Проходит пять лет, и тема происхождения человека снова всплывает, на этот раз в рамках уроков биологии. Теперь учащиеся достаточно взрослые, но не поздно ли? Уроки 5-летней давности давно вылетели из головы — их заместили телевизор, кино, компьютерные игры. Мировоззрение 16-летнего подростка уже сформировалось — если ему хотели промыть мозги религией или оккультятиной, то дело уже сделано…

Что же делать?

Как я уже сказал, у меня нет хорошего и простого ответа на вопрос, как спасти детей от человека с дипломом пединститута, несущего антинаучную ахинею на уроке. По-моему, стоит, не рассчитывая на качественное преподавание в школе, брать дело в свои руки (я сейчас обращаюсь прежде всего к родителям). Книг о происхождении человека для детей мало, но они есть — недавно у нас на сайте был опубликован их краткий обзор. Хорошая школьная энциклопедия под редакцией Константина Задорожного «От обезьяны к человеку» была издана в сотрудничестве с «Антропогенез.Ру», правда, на Украине, но на русском языке. Материалы сайта «Антропогенез.Ру», конечно, предназначены взрослым, однако мы несколько раз публиковали ответы на детские вопросы и даже устраивали конкурс на лучший детский вопрос. Так что любой ребенок может мне написать — и я постараюсь обеспечить ответы настоящих ученых. Обещаю, что каждому вопросу будет уделено внимание.

Помимо книг хотел бы порекомендовать научно-популярное кино… Хотел бы, да выбор тут крайне скуден. Пожалуй, сериал BBC «Прогулки с пещерным человеком» неплох. Правда, фильм ориентирован отнюдь не на детей, поэтому родителям и детям стоит смотреть его вместе.

Выше я уже говорил о посещении музеев и выставок. К сожалению, в России экспозиции на тему антропогенеза есть фактически только в Москве. Москвичи могут выбирать между Дарвиновским, Палеонтологическим и Биологическим музеями, а осенью к этому списку добавится наша передвижная выставка «17 черепов и зуб». Я имел возможность наблюдать, как дети реагируют на экспонаты выставки? — было приятно видеть горящие глаза, а у некоторых экспонатов юные посетители зависали подолгу.

И еще одно наблюдение — вопросы, задаваемые детьми на выставке, мало отличаются от тех, что присылают мне взрослые, солидные, образованные дяди и тети.

Существует еще одна возможность получения знаний из источника, альтернативного школе. Делюсь впечатлениями по горячим следам. Эту статью я пишу, находясь в археологической экспедиции. С некоторых пор на раскоп стали наведываться местные детишки. Молча стояли и наблюдали за работой археологов. Наконец две девочки 10 лет попросились помогать. Начальник экспедиции — человек добрый, не стал отказывать, тем более что помощники на раскопках всегда нужны! Несколько дней под наблюдением взрослых — и девочки уже работали в раскопе наравне со всеми. А заодно слушали рассказы о неандертальцах, населявших здешние места 30 тыс. лет назад. Задавали наивные, но здравые вопросы. И получали подробные ответы не от сельской учительницы, а от специалистов из Института истории материальной культуры РАН. Обе юные «копательницы» заявили, что когда вырастут, обязательно станут археологами.

Хотите научить ваших детей антропогенезу? Возьмите их с собой в археологическую экспедицию!