Меню
Бесплатно
Главная  /  Основы генетики  /  Разбор стихотворения Е. Евтушенко Идут белые снеги. Евгений Евтушенко — Идут белые снеги: Стих Евгений евтушенко летят белые снеги

Разбор стихотворения Е. Евтушенко Идут белые снеги. Евгений Евтушенко — Идут белые снеги: Стих Евгений евтушенко летят белые снеги

Всё вполне закономерно. Всякий раз, когда я сижу на диване, разглядывая свой книжный шкаф, мне попадается на глаза книга Евгения Евтушенко «Идут белые снеги». Она с вызовом смотрит на меня, проверяя моё терпение. И вот, буквально, на днях я не удержался от соблазна и раскрыл её, наткнувшись на стихотворение с одноимённым названием. Прочитав до конца, я был сильно расстроен. Осталось много неясных моментов после прочтения, которые не давали мне покоя, поэтому я и решил провести небольшое «литературное расследование». Попытался понять автора, о котором во вступительной статье писал Евгений Винокуров «поэт обстоятельный, Евтушенко любит рассказывать не спеша, он любит фабулу».

«Идут белые снеги,
как по нитке скользя…
Жить и жить бы на свете,
да, наверно, нельзя».

Лично у меня слово «снеги» вызывает глубокое сомнение, а точнее сомнение в существовании этого слова как такового. Возможно, автор его использует во множественном числе, дабы показать, что снег идёт повсюду. Кроме того, стихотворение было датировано около полувека назад и тут сложно что-то чётко, утверждать. Уже в первом катрене встречается повтор «жить и жить бы на свете». Возникает ощущение, что автор пишет быстро и мимоходом. Можно ведь подумать и отыскать более точные слова для передачи смысла, например: «жить бы вечно на свете».

«Чьи-то души, бесследно
Растворяясь вдали,
словно белые снеги,
идут в небо с земли».

Очень тонкая и образная метафора про души, которые подобно белому снегу, отправляются на небеса, покинув телесную оболочку. Проблема в том, что она сложна для восприятия рядовому читателю. Тут стоит учитывать, что Евтушенко поэт социальной направленности «удесятерённого ощущения дня жизни, бытия», для которого снег должен непременно падать на землю, а не взлетать к небесам. Это идёт в разрез с его стилем письма.

«Я не верую в чудо.
Я не снег, не звезда,
и я больше не буду
никогда, никогда».

Этот ненужный повтор «никогда, никогда» перечёркивает смысл всего написанного катрена, а точнее становится просто непонятно, о чём говорит автор, что он хочет передать этими строчками, какую идею собирался донести до читателя. Остаётся только догадываться и предполагать. Зачем автор умышленно использует повторы, когда можно подумать, и в обязательно возникнет новая строчка, более точная, более ясная. Пусть на это уйдёт час или полдня, но оно того стоит. Читатель будет благодарен.

«Если было несладко,
я не шибко тужил.
Пусть я прожил нескладно –
для России я жил».

Не получается обойти эти строчки стороной, уж очень точно и мудро сказано: «Пусть я прожил нескладно – для России я жил». Неточная рифма говорит о том, что автор уделил особое внимание смыслу, а не внешней огранке стихотворения, и не прогадал. Строчки получились, на редкость, запоминающимися и жизненными.

«Пусть она позабудет
Про меня без труда,
Только пусть она будет
Навсегда, навсегда…»

Очевидно, что автор делает упор на повторах. Возможно, что это своеобразный рефрен и замечательная строчка для песни, но я сейчас говорю о поэзии. Уже не первый раз по ходу стихотворения встречаются подобные строчки. Хочется заострить на этом внимание, так как снова смысл, который вкладывает автор в данный катрен, теряется. Даже, несмотря на то, что смысл понятен и без последней строчки, но читатель всё равно остаётся в лёгком недоумении, будучи неуверенным в своих догадках. Конечно, можно подумать и сочинить более точную строчку, например: «только пусть она будет в моём сердце всегда», но автор не ставит перед собой такой цели.
Кроме того, смущает размер стихотворения. Обычно в подобных ситуациях читатель, прочитав до конца стихотворение, начинает усиленно чесать затылок, вспоминая, что было в начале. В данном стихотворении ситуация противоположная. Кажется, что благодаря однотипным строчкам мы топчемся на одном месте. Тут всплывают строчки про Пушкина со Стенькой, про бессмертие. То, что можно вместить в одном катрене, автор ухитряется растянуть на несколько, причём совершенно безосновательно.
Подводя итоги своего маленького «литературного расследования» хочется отметить, что особый разлад в стихотворения внесли повторы, благодаря которым простое, на первый взгляд, стихотворение наполнилось множеством ненужных и непонятных читателю загадок, на разгадку которых уже не осталось ни сил, ни времени.

«Идут белые снеги...» - Евтушенко Е.А.

В поэзию Евгений Александрович Евтушенко приходит на волне «оттепели шестидесятников». Яркий, самобытный талант сразу обратил на себя внимание читателей и критики. Около сорока лет Евтушенко является голосом правды и сове¬сти России.
Стихотворение «Идут белые снеги» одно из ранних в лири¬ке поэта, но его можно считать программным в творчестве Евгения Александровича. Молодой еще, в сущности, парень рассуждает о вопросах вечных: жизни и смерти, творчества и бессмертия, незыблемости родной земли.

Идут белые снеги,
Как по нитке скользя...
Жить и жить бы на свете, да, наверно, нельзя.
Чем-то души, бесследно
растворяясь вдали, словно белые снеги, идут в небо с земли.

Чем внимательнее вчитываешься в стихотворение, тем больший философский смысл открывается за этими, казалось бы, нехитрыми строками. Здесь и связь поколений, и понимание того, что обрести бессмертие можно только в истинном творчестве, и великая, всепобеждающая любовь к Родине.

А любил я Россию
всею кровью, хребтом -
ее реки в разливе
и когда подо льдом,
дух ее пятистенок,
дух ее сосняков,
ее Пушкина, Стеньку
и ее стариков.

Не противоречием, а едва намечающейся, робкой надеждой звучат слова о народной памяти, возможности оставить свое имя в истории этой великой страны.

И надеждою маюсь
(полный тайных тревог),
что хоть самую малость я
России помог. Пусть она позабудет
про меня без труда, только пусть
она будет навсегда, навсегда.

Вслед за своими великими предшественниками: Пушки¬ным, Лермонтовым, Некрасовым - Евтушенко высказывает пожелание-надежду в бессмертие России, а значит, и свое.
Быть бессмертным не в силе,
но надежда моя:
если будет Россия
значит, буду и я.

В стихотворении поэт использует любимый прием - кольцевую композицию. Рефреном звучит фраза «идут белые снеги». Это счастливая находка мастера, помогающая ему показать незыблемость в веках природы и России, и связь времен, и быстротечность времени.

Идут снеги большие,
аж до боли светлы,
и мои и чужие
заметая следы...

Это одно из лучших стихотворений и в зрелом творчестве Евгения Александровича Евтушенко - одаренного, яркого, самобытного поэта.

Читает Е.Киндинов

Евтушенко, Евгений Александрович
Поэт, киносценарист, кинорежиссер; сопредседатель писательской ассоциации "Апрель", секретарь правления Содружества писательских союзов; родился 18 июля 1933 г. на ст. Зима в Иркутской области; окончил Литературный институт им. А. М. Горького в 1954 г.; начал публиковаться в 1949 г.; был членом редколлегии журнала "Юность" (1962-1969); член Союза писателей СССР, автор поэм "Братская ГЭС", "Казанский университет", "Под кожей статуи свободы", "Фуку", "Мама и нейтронная бомба", романа "Ягодные места" и многих других прозаических и поэтических произведений.
Евтушенко писал, что в молодости он был "продуктом сталинской эпохи, мешаным-перемешанным существом, в котором уживались и революционная романтика, и звериный инстинкт выживания, и преданность поэзии, и легкомысленное ее предательство на каждом шагу". С конца 50-х его популярности способствовали многочисленные выступления, иногда по 300-400 раз в год. В 1963 г. Евтушенко опубликовал в западногерманском журнале "Штерн" и во французском еженедельнике "Экспресс" свою "Преждевременную автобиографию". В ней он рассказал о существовавшем антисемитизме, о "наследниках" Сталина, писал о литературной бюрократии, о необходимости открыть границы, о праве художника на разнообразие стилей вне жестких рамок соцреализма. Публикация за границей такого произведения и отдельные его положения были подвергнуты резкой критике на IV пленуме Правления Союза писателей СССР в марте 1963 г. Евтушенко выступил с покаянной речью, в которой говорил, что в автобиографии ему хотелось показать, что идеология коммунизма была, есть и будет основой всей его жизни. В дальнейшем Евтушенко часто шел на компромиссы. Многие читатели стали скептически относиться к его творчеству, получившему, во многом, публицистическую, конъюнктурную направленность. С началом перестройки, которую Евтушенко горячо поддержал, активизировалась его общественная деятельность; он много выступал в печати и на различных собраниях; внутри Союза писателей усилилось противостояние между ним и группой писателей "почвенников" во главе со С. Куняевым и Ю. Бондаревым. Он считает, что экономическое процветание общества должно гармонично сочетаться с духовным.

Главная тема стихотворения высказана уже в первой строфе: лирический герой, восхищаясь сказочной красотой зимы, завораживающего тихого снегопада, говорит:

Жить и жить бы на свете,

Но, наверно, нельзя.

Тема кратковременной жизни человека и вечности природы, бесконечной смены поколений, ухода старой жизни и прихода новой является вечной темой поэзии. Так, А.С. Пушкин, размышляя над ней в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829), примиряет мгновение и вечность:

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Вторая строфа стихотворения перекликается с мыслями лирического героя Есенина в стихотворении «Отговорила роща золотая...» (1924). В стихотворении Евтушенко «Идут белые снеги...» снежинки, «как по нитке скользя», соединяют землю с небом непрерывной связью:

Чьи-то души бесследно,

растворяясь вдали,

словно белые снеги,

идут в небо с земли.

В философских строках Есенина утверждается мысль, что люди, жившие на земле, останутся в её памяти навеки:

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —

Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Лирический герой Евтушенко, признаваясь, что он «не верит в чудо» и «не ждёт бессмертья», ищет в человеческом бытии ценность, находит её в любви к России, Родине:

А любил я Россию

всею кровью, хребтом...

Любовь к России — это любовь к её прошлому, её истории и духу, лирический герой любит в ней всё:

дух её пятистенок,

дух её сосняков,

её Пушкина, Стеньку

и её стариков.

Эти строки продолжают традиции русской поэзии, утверждавшей внутреннюю связь с Родиной основой бытия и любви к миру. Вспомним стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина» (1841), А.А. Блока «Россия» (1908), С.А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная...» (1914) и других поэтов. Эта связь ярко выражена в восклицании лирического героя Есенина:

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

В последних строках стихотворения Евтушенко провозглашается мысль, что бессмертие человека — в вечной жизни Родины, а не в личном бессмертии:

если будет Россия,

значит, буду и я.

Умер Евгений Александрович Евтушенко... Любимый поэт... Вспоминаются его стихи, пронзительные, вечные:

" Идут белые снеги,
Как по нитке скользя...
Жить и жить бы на свете,
Но, наверно, нельзя.

Чьи- то души бесследно,
Растворяясь вдали.
Словно белые снеги
Идут в небо с земли.

Идут белые снеги...
И я тоже уйду.
Не печалюсь о смерти
И бессмертья не жду.

Я не верую в чудо,
Я не снег, не звезда.
И я больше не буду
Никогда, никогда.

И я думаю, грешный,
Ну, а кем же я был?
Что я в жизни поспешной
Больше жизни любил?

А любил я Россию
Всею кровью, хребтом-
Ее реки в разливе.
И когда подо льдом.

Дух ее пятистенок.
Дух ее сосняков.
Ее Пушкина, Стеньку
И ее стариков.

Если было несладко,
Я не шибко тужил.
Пусть я прожил нескладно.
Для России я жил.

И надеждою маюсь
(полный тайных тревог)
Что хоть малую малость
Я России помог.

Пусть она позабудет,
Про меня без труда.
Только пусть она будет.
Навсегда, навсегда.

Идут белые снеги,
Как во все времена,
Как при Пушкине, Стеньке
И как после меня.

Идут снеги большие,
Аж до боли светлы
И мои, и чужие
Заметая следы.

Быть бессмертным не в силе,
Но надежда моя,
Если будет Россия,
Значит, буду и я..."

Спасибо, Евгений Александрович, за это исповедальное, душевное стихотворение, за Ваше творчество...

Ваша Россия Вас не забудет... И Вы всегда будете с нами...

Вы и сами это чувствовали: нашу любовь, признательность во время последнего приезда в свою страну.

Спасибо, что свой последний приют решили найти на Родине, в Переделкино... Рядом с Пастернаком... Значит верили в нашу любовь, к Вам, Вашему творчеству...
Будет у Ваших читателей возможность приехать, поклониться Вашему праху...

Вы простите нас... Господь дал Вам длинную жизнь... Вы были нужны на этой Земле... Творчество Ваше бессмертно.. Значит, можно жить вечно... Вы, в этом, ошиблись...

О многом, что волнует, что берет за душу, сказали, Вы, наш великий поэт... Поклон Вам и признание... Вечная память...

Спасибо за правду... Вчера весь вечер слушала Ваши беседы с Соломоном Волковым.. Ни тени лукавства... Вы предчувствовали свой уход... Поэтому и встреча состоялась, по Вашему желанию.. А так долго Вы ее откладывали... Хорошо, что успели...

Вы сказали, что должны были нам поведать... О себе, своих современниках... И ни о ком плохо... Спасибо.. Во всем винили только себя... Пронзительная откровенность дорогого стоит..

И в Белой студии... Только правда... Комплименты ведущей... До конца жизни - Вы дамский угодник... Тот же, молодой, неотразимый, Женька Евтушенко...

Ваши стихи остались с нами... Жизнь отражена в книгах, фильмах... Документальные кадры... Мы не забудем... Будем читать и перечитывать... А когда уйдем, вслед за Вами, Ваши стихи останутся нашим детям.. Спасибо за все... Вы, по - прежнему, с нами...

Попрощалась... На душе чуть - чуть легче... Хотя, в глазах слезы... А рядом - стихи...

Идут белые снеги,
как по нитке скользя…
Жить и жить бы на свете,
но, наверно, нельзя.

Чьи-то души бесследно,
растворяясь вдали,
словно белые снеги,
идут в небо с земли.

Идут белые снеги…
И я тоже уйду.
Не печалюсь о смерти
и бессмертья не жду.

я не верую в чудо,
я не снег, не звезда,
и я больше не буду
никогда, никогда.

И я думаю, грешный,
ну, а кем же я был,
что я в жизни поспешной
больше жизни любил?

А любил я Россию
всею кровью, хребтом —
ее реки в разливе
и когда подо льдом,

дух ее пятистенок,
дух ее сосняков,
ее Пушкина, Стеньку
и ее стариков.

Если было несладко,
я не шибко тужил.
Пусть я прожил нескладно,
для России я жил.

И надеждою маюсь,
(полный тайных тревог)
что хоть малую малость
я России помог.

Пусть она позабудет,
про меня без труда,
только пусть она будет,
навсегда, навсегда.

Идут белые снеги,
как во все времена,
как при Пушкине, Стеньке
и как после меня,

Идут снеги большие,
аж до боли светлы,
и мои, и чужие
заметая следы.

Быть бессмертным не в силе,
но надежда моя:
если будет Россия,
значит, буду и я.

Анализ стихотворения «Идут белые снеги» Евтушенко

Евгений Евтушенко написал яркое и самобытное стихотворение «Идут белые снеги». Снег изображается параллельно с жизнью людей, обозначая важные проблемы. Оно наполнено правдой и совестью всей России.

Повествование ведётся от первого лица. Главная мысль чувствуется с самого начала произведения. Она несёт философский смысл. Чтобы прочувствовать всю глубину, нужно вдумчиво читать каждую строчку стихотворения.

Лирический герой, ещё молодой парень, очень восхищён красотой зимы и тихим снегопадом. Он рассуждает о вечной теме, о жизни и смерти. Мужчине хочется жить и жить на этом свете, но приходит понимание, что невозможно делать это вечно и герой не ждёт бессмертие, надеясь на чудо. Когда-нибудь и он уйдёт из этого мира, поэтому его волнует мысль о том, что значимого он может оставить после себя. И речь не идёт о каком-то творческом наследии, потому что поэта тогда многие критиковали. Поэтому в этом стихотворении он отмечает своё особое достояние, которое заключалось в преданной и искренней любви к России, к ее разливающимся рекам, деревянным избушкам, старикам, лесам и полям. Герой подчеркивает, что хоть он и прожил несладко, но делал это ради России. Возлагает большую надежду, что жизнь не прошла зря, а творчество помогло в процветании и становлении родной страны.

Также из всех значимых поэтов он выделяет талантливого Пушкина. Он хочет выполнить хотя бы маленький вклад и чтобы Россия существовала всегда. Ему не страшно, если страна его забудет. Потом описывается, как идут белые снеги. Они шли до него, также пойдут и после главного героя. Главное — снег будет падать нескончаемо и во все времена. Снега заметают следы людей и лирический персонаж понимает неспособность жить вечно, но его успокаивает мысль: если будет Россия, значит, буду и я. Так читатель поймёт, что душа обретёт бессмертие лишь тогда, когда при жизни выразит уважение и любовь к своей дорогой Родине. В понятии писателя Родина является вечной и непоколебимой. Люди умирают, но великая держава остаётся, являясь символом власти и могущества народа. Образ снега введен для обозначения ускользания и растворения человеческой жизни.

Стихотворение «Идут белые снеги» приходится на период критики творчества Евгения Александровича. Но в дальнейшем оно обратило на себя внимание и показало, как поэт рассуждает о вечных вопросах и показывает искреннюю любовь к России.