Меню
Бесплатно
Главная  /  Эволюционная теория  /  Что значит группа здоровья. Классификация основных видов рисков деловой сферы Группа риска д

Что значит группа здоровья. Классификация основных видов рисков деловой сферы Группа риска д

Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Фактически речь идет о двух сторонах риска.

С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Следует отметить, что понятие «группы риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам.

Однако в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами, прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д.

Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Е.И. Казаковой, можно выделить три основные группы факторов риска, которые создают вероятную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных).

Близок к этому подход В.Е. Летуновой, которая выделяет следующие группы факторов риска:

    медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);

    социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе; бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.);

    психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);

    педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).

Я раздделяю мнения Шульги Т.И. и Олиференко Л.Я. и под понятием дети «группы риска» буду подразумевать следующие категории детей:

1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики; 2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств; 3) дети из неблагополучных семей, асоциальных семей; 4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке; 5) дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.

Поскольку ребенок, имеющий риск в поведении, обучении, отношениях, часто называется трудным, исследователь А.Л. Лихтарников провел опрос 200 учителей образовательных учреждений с целью выяснить, что они подразумевают под словом трудный. Оказалось, что чаще всего речь идет о ребенке, с которым трудно взаимодействовать на уроке, так как он постоянно самоутверждается, спорит, ведет борьбу с педагогом, бунтует, настаивает на своей правоте, но при этом не осознает своей ответственности ни за слова, ни за поступки и действия. Получается, что «трудными» дети становятся в ситуации, когда взрослые не могут найти к ним подход.

Часть педагогов в своих ответах выделили такой ряд трудностей: неудобные, неуправляемые, агрессивные, не понимают учителей и сверстников. На них необходимо затрачивать многократно больше труда, чем на других детей, а еще больший труд приходится направлять на преодоление наследственности, влияния семьи. Им трудно объяснить, почему плохо употреблять наркотики, пить, у них нет доверия к взрослым, они отвергают всякое вмешательство, живут в своем мире. Эти трудности педагоги описывают, опираясь на свои реакции по отношению к таким детям, и чаще всего демонстрируют невыраженное внутреннее отторжение таких детей, их категорическое неприятие.

Трудный ребенок чаще, чем другие испытывает разного рода неудачи, которые раздражают или пугают родителей и педагогов, в результате за ним закрепляется «ярлык» неудачника, который становится установкой и для самого ребенка. Риск – ожидаемое неблагополучие при неуспехе в деятельности – приводит к осложнениям, препятствует адаптации ребенка к нормальной жизни в обществе.

Таким образом, основная отличительная особенность детей группы риска заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычное образовательное учреждение), но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере или вообще попираются их базовые права, закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка и другими законодательными актами, – право на уровень жизни, необходимый для их полноценного развития, и право на образование. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Они не могут их осознать, или не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказались. При этом дети группы риска не только испытывают воздействие крайне негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, тогда как оказанная в нужный момент помощь могла бы поддержать ребенка, помочь ему преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать нормальным гражданином, человеком, личностью.

Дети группы риска: основные характеристики

В настоящие время понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Дети группы риска - это так категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальным элементом, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Для решения вопросов оказания психологической и социальной помощи и поддержки детям и подростам необходимо четко представлять себе контингент таких детей и их психологическую характеристику .

К категории дети "группы риска" обычно относят детей из неблагополучных семей, плохо успевающих в школе, характеризующихся различными проявлениями девиантного (отклоняющегося) поведения и т.д. Эта категория является "неофициальной". Внимание к ней значительно возросло только в последнее время.

Понятие "риск" означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому Дети «группы риска» - это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, и т.п.

Основными причинами попадания детей в группу риска являются следующие обстоятельства жизни этих детей:

  • * Пьянство одного или более родителей;
  • * Асоциальное поведение родителей (проституция, тунеядство, воровство и т.д.);
  • * Устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;
  • * Сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими;
  • * Убийство одного из родителей на глазах у детей собутыльниками или другими родителями;
  • * Отбывание одним из родителей срока тюремного закоючения;
  • * Лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания;
  • * Жестокое обращение с детьми (избиения, голод и т.д.);
  • * Оставление малолетних детей без пищи и воды;
  • * Отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства;
  • * Побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.

Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшие проживание детей в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни.

Социально незащищенные (группы риска) и педагогически запущенные дети, в основном психологически и физически здоровы, но стали трудными из-за неправильного воспитания или отсутствия его на протяжении длительного времени.

Социально-педагогическая запущенность рассматривается как «негативное состояние личности ребенка, проявляющейся в несформированности свойств субъекта самосознания, деятельности и общения и концентрированно выражающееся в нарушенном образе Я». Ситуация развития социально-педагогической запущенности складывается из сочетаний характеристик воспитательного микросоциума, воспитательно-образовательного процесса и внутренней позиции ребенка.

Социально-педагогическая запущенность во многом определяется особенностями семейной социализации детей, особенно в период детства. Основными факторами ее формирования является педагогическая несостоятельность родителей, низкий культурный уровень семьи, нежелание замечать особенностей развития детей, невнимание к развитию детей, отсутствие развивающей среды, адекватной возрасту. У таких детей несформирован ведущий вид деятельности, нарушено общение со взрослыми и сверстниками, вследствие чего их психическое развитие имеет особенности развития как в личностной, так и в интеллектуальной сферах.

Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева под понятием "дети группы риска" подразумевают следующие категории детей:

  • 1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
  • 2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
  • 3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;
  • 4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
  • 5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации .

Разные учёные (Е.И. Казакова, В.Е. Летунова, Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева) выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Е.И. Казаковой, можно назвать три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребёнка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных). подросток риск педагогический поддержка

Близок к этому подход В.Е. Летуновой, которая выделяет следующие группы факторов риска:

медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врождённые свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребёнка, заболевания матери и её образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);

социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе: бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.);

психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.)

педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.)

Одним из наиболее частых проявлений нарушенных отношений личности с обществом психологи считают пережитые детьми кризисные состояния или экстремальные условия, в которых они не могут с собой справиться и пережить их.

В некоторых исследованиях дается сравнительная характеристика развития детей, оставшихся без родительского попечения Авторы: Дубровина Э.А., Минкова М.К., показали, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития их ровесников, растущих в семьях. Темп психического развития замедлен, имеется ряд негативных особенностей: ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера, воображение, позднее и хуже формируются навыки саморегуляции и правильного поведения .

Особенностью подростков группы риска является переживание одиночества и беспомощность. Понятие «беспомощность» рассматривается нами как такое состояние подростка, когда он не может справиться со своей проблемой сам, не получает и не может попросить помощи у других или находится в дискомфортном состоянии.

У подростков группы риска это состояние связано с конкретными жизненными ситуациями жизни: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, взрослыми, педагогами, сверстниками; с трудными положениями, в которых они оказываются; с невозможностью принимать самостоятельные решения или делать выбор; при нахождении в учреждениях социально-педагогической поддержки.

Для детей старшего школьного возраста, относящихся к группе риска, характерен особый процесс социализации. Как правило, они проживают большую часть своей жизни в таких учреждениях (детских домах, школах-интернатах, приютах, под опекой) или в неблагополучной семье. Для большинства выпускников учреждений социально-педагогической поддержки характерны специфические особенности личности и жизни, которые можно описать. К ним, по моему мнению, относятся:

  • 1) неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности с установлением контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;
  • 2) нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать и принимать других, опора только на свои желания и чувства;
  • 3) низкий уровень социального интеллекта, мешающий понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им, находить себе подобных и свой круг общения;
  • 4) слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, без различие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, ярко проявляющееся чувство ревности к ним;
  • 5) потребительская психология отношения к близким, государству, обществу и нежелание отвечать самому за свои поступки, что выражается в рентных установках;
  • 6) неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;
  • 7) несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь, чаще всего целеустремленность проявляется в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное и т.д., что приводит к жертвенности в поведении;
  • 8) несформированность жизненных планов, потребность в жизненных ценностях, связанных с удовлетворением самых насущных потребностей (в еде, одежде, жилище, развлечениях);
  • 9) низкая социальная активность, проявление желания быть незаметным человеком, не привлекать к себе внимания;
  • 10) склонность к саморазрушающему поведению -- злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами без признаков зависимости. Она может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ и т.д.).

Дети старшего школьного возраста стоят на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, не зависеть ни от кого; с другой стороны -- боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Эта двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности старшеклассника своей жизнью и собой.

Одним из направлений проводимой в настоящее время реформы контрольно-надзорной деятельности является переход на риск-ориентированный подход с концентрацией проверок там, где выше риски для безопасности граждан. Как данный подход реализуется в деятельности Роструда - расскажем.

Группы риска

Все работодатели распределены на 5 групп риска. В зависимости от присвоенной работодателю категории риска периодичность проведения плановых проверок будет составлять от 2 до 6 лет.

По данным Роструда, работодателей, деятельность которых отнесена к высокой категории риска в России порядка 6,5 тысяч. Работодателей с умеренной степенью риска - около 2 млн., а тех, кто освобожден от плановых проверок в связи с низким риском - 5 миллионов.

Кто определяет категорию риска

а) решением главного госинспектора труда РФ (его заместителя) - при отнесении к категории высокого риска;

б) решением главного госинспектора труда в субъекте РФ (его заместителя) - при отнесении к категориям значительного, среднего и умеренного риска.

При отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска деятельность юрлица или ИП считается отнесенной к категории низкого риска.

На сайте Роструда размещается и поддерживается в актуальном состоянии информация о юрлицах или ИП, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного рисков.

По запросу юрлица или ИП Трудинспекция предоставляет ему информацию о присвоенной его деятельности категории риска, а также сведения, использованные при отнесении его деятельности к определенной категории риска.

Как определяют категорию риска

Вышеназванный показатель Р трудинспекторы вычисляют по сложной формуле.

Показатель

Обозначение

Значение

показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда

показатель тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юрлицами или ИП обязательных требований

коэффициент устойчивости добросовестного поведения юрлиц и ИП, связанного с исполнением обязательных требований

Ку = Кт + Кз + Кадм

показатель потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований

ПВ = 4 x С + 2 x Т + 0,5 x Л

показатель масштаба распространения потенциальных негативных последствий в случае причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда

0,5 - при ССЧ менее 200 человек;

0,7 - при ССЧ от 200 до 499 человек;

1 - при ССЧ от 500 до 999 человек;

1,5 - при ССЧ свыше 1000 человек.

индивидуальный коэффициент при наличии случаев травматизма

Кт = Ктт + Ктл

индивидуальный при наличии факта задолженности по зарплате за предшествующий год

0,3 если есть задолженность;

0 если нет задолженности

индивидуальный коэффициент при наличии факта назначенных административных наказаний за нарушение ТК за 3 года

0,1 если были наказания;

0 если не было наказаний

показатель наличия тяжелых несчастных случаев, признанных связанными с производством, за предшествующий год

0,4 за каждый тяжелый несчастный случай

показатель наличия легких несчастных случаев, признанных связанными с производством, за предшествующий год

0,1 за каждый легкий несчастный случай

Значение показателя ПВ (показатель потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований):

Вид деятельности

Показатель ПВ

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

Добыча полезных ископаемых

Обрабатывающие производства

Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха

Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

Строительство

Транспортировка и хранение

Деятельность в области информации и связи

Образование

Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

Прочие виды экономической деятельности

Риск-ориентированный подход к контрольно-надзорной деятельности набирает все большую популярность. Ведомства постепенно делят все существующие организации на группы риска. Так, в феврале правительство объявило об осуществлении риск-ориентированного подхода в отношении всех работодателей. В соответствующем постановлении от 16 февраля № 197 установлены критерии для разделения компаний по группам риска. При этом будут учитываться сведения о травматизме, наличии задолженности по зарплате и административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда. От нахождения в той или иной категории зависит периодичность проведения плановых проверок. Роструд будет публиковать на своем официальном сайте информацию о работодателях , деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного рисков.

Федеральная налоговая служба разделила всех налогоплательщиков на три группы еще летом прошлого года. Сделала она это на основании представленных деклараций по НДС.

Информация о присвоенных критериях риска отражается в программном комплексе «АСК НДС-2» в виде цветовых индикаторов:

- низкий налоговый риск (зеленый цвет) - компания ведет активную финансово-хозяйственную деятельность, своевременно и полностью оплачивает налоги. Такая компания обладает соответствующими ресурсами (активами), а ее деятельность может быть проверена плановой выездной налоговой проверкой ;

- высокий налоговый риск (красный цвет) - налогоплательщик, используемый для получения необоснованной налоговой выгоды, в том числе третьими лицами. Такая компания не имеет основных средств, штата, не исполняет свои налоговые обязательства (исполняет в минимальном размере);

- средний налоговый риск (желтый цвет) - налогоплательщики, которые не включены в вышеназванные группы.

Соответственно компании, окрашенные в красный цвет , создают налоговые риски для бизнес-партнеров. Подозрительные транзакции таких организаций изначально расцениваются не в пользу добросовестного налогоплательщика. Компании с низким налоговым риском должны понимать, что контрагенты с высоким налоговым риском обязательно будут выявлены автоматической программой.

ФНС при проведении камеральных проверок деклараций по НДС будет учитывать уровень риска, присвоенного налогоплательщику, и результат предыдущих камеральных проверок по вопросу применения налоговых льгот. Об этом ведомство сообщило в письме от 26 января 2017 года № ЕД-4-15/1281@ « О направлении разъяснений в отношении риск-ориентированного подхода к проведению камеральных налоговых проверок налоговых деклараций, в которых отражены операции, не подлежащие налогообложению НДС в соответствии с п. 2 и п. 3 ст. 149 НК РФ».

Наработанные методики налоговых органов рекомендовало использовать Министерство финансов при проверке организаций-контрагентов. Оно пояснило, что налогоплательщик может самостоятельно принимать решение о целесообразности заключения договоров с той или иной организацией, но проявляя должную осмотрительность и понимая при этом все возможные риски. Налоговики рекомендуют хорошо подумать , прежде чем начать сотрудничество с контрагентом, у которого отсутствует , в частности, информация о госрегистрации в ЕГРЮЛ (можно узнать на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru), об его фактическом местонахождении, а также о местонахождении его складских, производственных и торговых площадей и другие.

С 2018 года планируется распространить риск-ориентированный подход на все без исключения виды надзоров . Это часть масштабной работы по совершенствованию контрольно-надзорных функций государства.

Обзор подготовлен с использованием системы ГАРАНТ

Разнообразие действующих рисков, свойственных деятельности коммерческих организаций, велико. И их число постоянно растет, поскольку усложняются не только технологии производства, но в условиях развития конкуренции способы управления претерпевают изменения, что также способствует усложнению архитектуры рисковых событий. Ученые академической и отраслевой науки находят все новые виды рисков, и их требуется классифицировать для целей идентификации и результативного управления.

Основные подходы к делению рисков на классы

Понятие и классификация рисков занимает ключевые места в научном и методологическом знании риск-менеджмента, одной из самых молодых дисциплин современной управленческой доктрины. Многие видовые категории универсальны, и им подвержены практически все компании и организации деловой среды. Однако имеют место виды деятельности, которым соответствуют специфические виды рисков. Например, банковская и страховая сферы бизнеса имеют свои уникальные группы рисков, которые проявляются в других отраслях лишь эпизодически.

Видовое многообразие выявляемых угроз велико: от терактов и техногенных катастроф до банкротств, вызванных внешними кризисными явлениями, структурной ломкой на уровне целых отраслей или отдельного предприятия. Современный мир постепенно, но неуклонно втягивается в зону турбулентности, если можно так сказать. Возникают невиданные ранее в России виды рисков, вызванные:

  • транснационализацией бизнеса;
  • введенным режимом санкций;
  • ответными мерами правительства РФ;
  • локальными военными конфликтами у границ страны;
  • межгосударственными черными PR-акциями.

Парадоксально, но такие типы рисков, как потери в результате компьютерных сбоев, сокращения персонала, банкротства предприятия из-за отказа кредитной организации реструктуризировать долги, на фоне происходящих событий уже не кажутся столь трагичными. Все чаще проявляется так называемый «эффект домино», когда банкротство крупной организации является основанием для возникновения серии потерь предприятий, связанных с ней тесными хозяйственными связями.

С рисками компания сталкивается на разных фазах своего жизненного цикла. Основные условия их возникновения формируются благодаря неопределенности источников результатов действующей в бизнесе ситуации. К подобным источникам следует отнести:

  • хозяйственную деятельность предприятия;
  • деятельность руководителя организации;
  • недостаточность информационного обеспечения принятия решений (состояние внешней среды).

Характерен пример организации, руководство которого принимает решение, не владея полной информацией о партнерах по сделке, их финансовом состоянии, законности деятельности. Это зачастую несет в себе риск возникновения потерь в будущем. Другим примером служит отсутствие информации о последних изменениях в налоговом законодательстве, которые таят в себе угрозу штрафов для предприятия. Сущность и классификация рисков позволяют раскрыть их принадлежность к различным видовым группам благодаря основным отличительным признакам, которые представлены с табличной форме далее.

Деление видов риска по основным классификационным признакам

Деление рисков по степени допустимости и по динамичности

Классификация рисков по степени опасности (допустимости) позволит нам акцентировать внимание на концепции допустимого риска, формирующей основные механизмы управления ими. Напомним три основных шага концепции: выявить факторы опасности, оценить их и снизить угрозу за счет выработанных мероприятий. Опираясь на эти действия, руководитель принимает решение, какой уровень риска он может себе позволить в существующих условиях деятельности. В этой связи различают следующие виды риска:

  • допустимый;
  • критический;
  • катастрофический.

Модель видов рисков в зависимости от решения в концепции допустимого риска

Выше представлена модель зонирования областей, в которых принимается управленческое решение. На схеме отражена динамика доходности и возможных потерь прибыли с учетом величины допущенного риска. Риск всегда сопутствует эффективному управлению, однако наступает некий переломный момент, перейдя за который, деловой человек становится неспособным преодолеть возникший уровень опасности, и ущерб оказывается непоправимым.

Под допустимым риском будем понимать угрозу потери финансового результата операционной деятельности или реализуемого проекта, которая потенциально меньше ожидаемой прибыли. В этом случае экономическая целесообразность конкретного события или деятельности в целом сохраняется. Более опасной степенью риска является его критический вариант, при котором уровень вероятных потерь приближается к размеру материальных затрат на осуществление сделки, проекта или производства. Можно сказать, что это первая степень критического риска. Обе обозначенные категории в случае применения могут быть в определенных условиях оправданными.

Две следующих категории риска вряд ли можно считать допустимыми. Дальнейшее увеличение вероятности угроз приводит к тому, что размер возможных потерь выходит на уровень полных издержек предприятия. Такое положение вещей соответствует уже второй степени критичности. Наконец, катастрофическим является риск, когда угрозы становятся сопоставимыми с размером имущества компании и даже начинают превышать его стоимость.

По критерию динамичности выделяются динамические и статистические группы рисков. Динамической группе мы посвятим два ближайших раздела статьи. Спецификой статистической группы является их неизбежное присутствие в предпринимательской деятельности. Основные категории рисков, относящиеся к данной группе:

  • в результате стихийных бедствий;
  • в результате совершения преступных деяний;
  • вследствие ухудшения законодательства;
  • в результате потери компанией лидеров бизнеса из-за смерти или иных обстоятельств.

Динамическая группа рисков

Классификации рисков, формируемые для настоящей группы, основаны на спекулятивной природе определенных возможностей, вероятность возникновения которых присутствует в бизнес-деятельности. Динамические риски несут в себе потенциал как потерь, так и прибыли для компании. Среди данной категории выделяются следующие риски:

  • финансовый;
  • политический;
  • технический;
  • производственный;
  • коммерческий;
  • отраслевой;
  • инвестиционный.

Обзор группы мы начнем с финансовых рисков. Для данной категории присущи две трактовки отнесения вероятности угроз к финансовым рискам: широкая и узкая. Широкий взгляд предполагает риск возникновения потерь в ходе любых финансовых операций. Мне ближе узкая позиция, при которой к финансовым относятся риски, возникающие в результате финансовых инвестиций. Настоящей категории посвящена статья на тему . Мы же напомним основные их подвиды:

  • валютные;
  • кредитные;
  • ликвидности;
  • рыночные.

Институты власти проводят в жизнь свою политику на государственном уровне. Они формируют специфическую категорию рисков – политическую. Одним из важных критериев инвестиционной привлекательности страны является ее политическая и законотворческая стабильность. Об этом во все времена бизнес просит власть, и всегда эта просьба игнорируется. Этого избежать невозможно априори. Среди самых весомых политических рисков последнего времени можно выделить следующие.

  1. Угрозы, вызванные санкциями по поводу присоединения Крыма и выполнения Минских соглашений.
  2. Опасность терактов, военных действий, способных повлечь значительный ущерб и банкротство бизнеса.
  3. Угрозу прекращения сделок из-за решений стран, к которым относится компания-партнер.
  4. Риск валютного трансферта, по которому не удастся перевести средства в валюту инвестора или кредитора для расчетов.

Технический прогресс ведет к угрозам техногенных катастроф, старение оборудования только усугубляет данную тенденцию. Категория технических рисков относится к внутренним рискам и определяется уровнем организации производства, системой профилактики и безопасности. Данный вид включает следующие разновидности:

  • аварии, поломка, сбои в работе оборудования;
  • возникновение побочных и отрицательных эффектов от внедрения новых технологий;
  • невозможность освоить инновации из-за низкого технологического уровня производства;
  • неудовлетворительные результаты НИОКР.

Категориям производственного и коммерческого риска в дальнейшем будут посвящены несколько статей. Следует заметить, что оба этих вида тесно связаны между собой. Производственный риск связан с процессами обеспечения и выполнения производства продукции. Коммерческий риск возникает в процессе продвижения и сбыта произведенной продукции и товара, приобретенного для перепродажи.

Категории отраслевых и инвестиционных рисков

Отраслевые риски – это выявляемые возможности потерь из-за изменений, возникающих как в экономическом состоянии внутри отрасли, так и по сравнению с другими отраслевыми направлениями экономики страны. Отраслевой риск также рассматривается и в отношении предприятий, несущих в себе черты определенной отрасли деятельности. Так, классификация возникновения угроз отличается для промышленных предприятий, банков, компаний-дистрибуторов. Ниже размещены два примера классификационных схем рисков, сформированных по факторному признаку для торгово-посреднической и производственной компаний.

Классификационная схема рисков торгово-посреднической фирмы

Классификационная схема рисков производственного предприятия

Стадия жизненного цикла отрасли и внутриотраслевая конкуренция определяют основные угрозы для предприятий, входящих в нее. При этом конкуренция между предприятиями, имеющими родственные направления деятельности, свидетельствует об устойчивости компаний, действующих в одной отрасли по сравнению с предприятиями других отраслей. Эта информация разделяется по следующим направлениям:

  • структура и стоимость «входного билета в отрасль»;
  • уровень ценовой и неценовой конкуренции;
  • наличие на рынке товаров или услуг-заменителей;
  • платежеспособность покупателей;
  • рыночные возможности поставщиков;
  • социальное и политическое окружение.

Инвестиционный вид риска занимает особенное положение. С одной стороны, он может быть отнесенным к разновидностям финансового риска, поскольку инвестиционный менеджмент тесно связан с финансами. С другой стороны, инвестиции занимают обособленную позицию. Я предлагаю рассматривать инвестиционный риск шире, чем риск только финансовых инвестиций (инвестиционного портфеля). Любые инвестиции, включая капитальные вложения, несут в себе специфический потенциал угроз и опасностей. К ним могут быть отнесены следующие виды.

  1. Капитальный.
  2. Селективный.
  3. Процентный.
  4. Страновой.
  5. Операционный.
  6. Временной.
  7. Риск ликвидности.
  8. Инфляционный.
  9. Риск законодательных решений.

Одной из важных разновидностей инвестиционного риска является инновационный риск. Поскольку инновации активно муссируются на уровне государственной политики, и сам вид деятельности сопряжен с вероятностью неуспеха и потерь, мы уделим этой теме особое внимание в отдельном материале. Классификация инновационных рисков представлена в схематичной форме ниже.

Схема классификации инновационных рисков предприятия

В настоящей статье мы произвели обзор возможных видов риска коммерческих организаций. Проект-менеджеру полезно владеть классификационными признаками всех возможных угроз, потому что каждый вид требует особого подхода к идентификации, оценке факторов, управлению риском. Постепенно проектная парадигма станет в экономике доминирующей. Это неизбежно точно так, как в свое время стал доминировать функциональный подход, время которого уже подходит к концу. Но для того, чтобы проектное управление стало обыденной рутиной массового повседневного бизнеса, в него должна быть полностью интегрирована рискология, базовый уровень которой определяется видами оперируемых рисков.