Меню
Бесплатно
Главная  /  Общая биология  /  Кони апокалипсиса значение фразеологизма.  Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах. Кто такие четыре Всадники Апокалипсиса

Кони апокалипсиса значение фразеологизма.  Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах. Кто такие четыре Всадники Апокалипсиса

и как мне раньше в голову не приходило про них написать?! моя же любимая тематика.

Учёные до сих пор расходятся во мнениях, что именно олицетворяет каждый из всадников, однако их часто именуют Завоеватель (Чума, Болезнь), Война, Голод и Смерть (Мор) . Бог призывает их и наделяет силой сеять святой хаос и разрушение в мире. Всадники появляются строго друг за другом, каждый с открытием очередной из первых четырёх из семи печатей книги Откровения.

Книга откровений Иона Богослова является последней книгой Нового завета в Библии. В шестой главе этой книги упоминается о четырех всадниках апокалипсиса. Всадники апокалипсиса появятся на земле поочередно и принесут за собой войну, голод, чуму и смерть. Появлению всадников должно поспособствовать снятия Агнцем (Иисус) первых четырех печатей из семи в Книге Жизни.

Появлению каждого из всадников предшествует снятие Агнцем печатей с Книги Жизни . После снятия каждой из первых четырёх печатей тетраморфы восклицают Иоанну — «иди и смотри » — и перед ним поочерёдно появляются апокалиптические всадники.

  • Всадник на белом коне.

После открытия первой печати, на белом коне появиться всадник, с луком в руке.

«И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырёх животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить. (Откр 6:1 — 2).

Всадник на белом коне принесет за собой природные катаклизмы, гражданские войны и раздоры между людьми. Американский евангелист и духовный советник президента США, Билли Грэм интерпретировал Всадника на Белом коне как Антихриста, который будет нести лжепророчества.

Святой Ириней Лионский, богослов живший во 2 веке, назвал Всадника на Белом коне самим Иисусом Христом. Позже, спустя века многие богословы поддержали эту точку зрения.

Существует еще предположение, что Всадник на Белом коне это Святой Дух, присланный с небес, чтобы нести учения Иисуса Христа.

В традиционной трактовке нарицательное имя всадника — «Чума» («Мор»).

Белый цвет коня обычно рассматривается как олицетворение праведности или лжеправедности

  • Всадник на рыжем коне.

Когда отроется вторая печать в Книге Жизни, появится всадник на рыжем коне с мечом в руках.

«И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч. (Откр 6:3 — 4).»

Всадник на рыжем коне принесет за собой насилие, кровопролитные войны и будет вершить суд именем Бога.Второго всадника ассоциируют с войной, из-за цвета его коня и меча. Нарицательное имя всадника — «Война» («Брань»).

Часто он олицетворяет войну. Конь его красного цвета, в некоторых переводах — «пламенно» красного или рыжего. Этот цвет, как и большой меч в руках всадника, означают кровь, пролитую на поле боя. Второй всадник также может олицетворять гражданскую войну, как бы в противоположность завоевательной, которую может олицетворять первый всадник.Рыжий конь означает или пролитую кровь, или же ревность сердечную мучеников за имя Христово.

  • Всадник на черном коне .

После открытия третьей печати, появиться Всадник на черном коне с весами в руках.

“И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай. (Откр 6:5 — 6)”

Всадник на вороном коне принесет за собой голод, весы в его руках означают способ деления хлеба во время голода на земле.Цвет коня третьего всадника намекает на цвет падшего [от голода] скота, а весы (мера) указывают на «безжалостное правосудие». И хотя современному человеку данные цены ничего не говорят, во времена Иоанна Богослова это было чрезвычайно высокой ценой. Нарицательное имя всадника — «Голод» («Глад»).

Третий всадник скачет на чёрном коне, и в основном считается, что он олицетворяет голод . Чёрный цвет коня может рассматриваться как цвет смерти.Из всех четырёх всадников чёрный — единственный, чьё появление сопровождается произнесённой фразой. Иоанн слышит голос, идущий от одного из четырёх животных, который говорит про цены на ячмень и пшеницу, при этом говоря о неповреждении елея и вина. Подразумевается, что в связи с голодом, несущимся чёрным всадником, цены на зерно резко вырастут, цена же вина и елея не изменится. Это можно объяснить естественно тем, что зерновые хуже переносят засухи, чем оливковые деревья и виноградные кустарники, пускающие глубокие корни. Это высказывание может также означать изобилие предметов роскоши при почти полном исчерпывании товаров первой необходимости, таких как хлеб.

  • Всадник на бледном коне.

После открытия четвертой печати в Книге жизни, появиться всадник на бледном коне, имя его Смерть.

“И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.(Откр 6:7 — 8).”

Последний из всадников апокалипсиса именуется Смертью. Четвертый всадник не несет в руках ничего, его предназначение открыть врата ада. Однако в некоторых древних иллюстрациях у него в руках коса. Цвет лошади бледный, олицетворяя бледность трупа.

Единственный всадник чьё имя напрямую упоминается в Библии. Несмотря на то, что в русском синоидальном переводе конь обозначается как «бледный», в греческом было использовано специальное слово для обозначения нездорового зеленоватого оттенка. В некоторых сказаниях масть этого коня называют - "изабелловой".

Среди всех всадников, этот — единственный, чье имя присутствует непосредственно в тексте. Тем не менее, его называют и по-другому: «Чума», «Мор» , основываясь на различных переводах Библии (например Иерусалимская библия). Так же, в отличие от остальных всадников, не описывается, несёт ли последний всадник какой-либо предмет в руке. Зато за ним следует ад . Однако, на иллюстрациях его часто изображают, несущим в руках косу, или меч.

Цвет лошади последнего всадника описан как khlôros (χλωρóς) в Койне , что переводится как «бледный», однако возможны переводы и как «пепельный», «бледно-зелёный» и «изжелта-зелёный». Этот цвет олицетворяет бледность трупа. Под этот цвет могут также подходить и другие реальные масти, как мышастая, пегая.

В некоторых переводах значится не дана ему власть , а дана им власть , что можно интерпретировать двояко: либо дана им — это Смерти и Аду, или же это может подводить итог под предназначением всех всадников; ученые здесь расходятся во мнениях.

Их всегда четверо. Неразлучные Всадники Апокалипсиса. Чума - Война - Голод - Смерть . Их часто считают слугами Дьявола, потому, что их имена и миссию трудно соотнести с Божественным началом. Однако не все так однозначно.

Всадники Апокалипсиса появляются в шестой главе последней из книг Нового Завета. Карающая сила, которую призывает Бог, в наказание человечества за грехи. Являясь злом, они призываются для наведения порядка в мире - палачи у трона Божия. В них символично все - имена, масти их коней, события, которые происходят с их появлением. Согласно Откровения Иоанна Богослова, Четыре всадника - это четыре первых печати из семи печатей книги Откровения. Всадники всегда появляются строго друг за другом, каждый с открытием очередной печати, и выполняют возложенную на них миссию сеять святой хаос и разрушение в мире.

Кто такие четыре Всадники Апокалипсиса?

На этот счет нет единого мнения. Зло, во имя Добра?

Первый всадник - Чума

Первый всадник - Чума, изображается на белом коне. Белый цвет может олицетворять как праведность, так и лжеправедность, и имя всадника никак не вызывает ассоциаций с чем-то праведным и чистым, как и то, что сомнительно наличие одного всадника добра рядом с тремя всадниками зла. Как ни крути, а Война, Голод и Смерть никак не вызывают добрых ассоциаций. Да и Чума не располагает к рефлексии.

Второй всадник - Война

Второй - Война, всегда на рыжем (красном) коне. Красный цвет всегда ассоциируется с пламенем, кровью, страстью, яростью. Война, приходя в мир людей, вершит суд именем Бога, используя войну и напасть как испытание для верных. С мечом в руке он несет истину и просветление людям, через боль и кровь. Есть мнение, что красный цвет коня - это кровь мучеников, погибших во славу Бога.

Третий всадник - Голод

Третий - Голод, восседает на вороном коне. Голод, как и предыдущие два всадника, олицетворяет собой напасти и лишения, Божьей волей обрушенные на людей с целью наказать провинившихся и испытать на прочность верующих. Неслучайно это единственный всадник, способный говорить, и при появлении он вещает о грядущем дефиците зерна, который сулит людям голодную смерть, а, соответственно повышении цен на зерно, при этом цена на вино и елей остается неизменной. Как ни странно, виноград, вино и елей используются верующими христианами для причастия, и они остаются доступными. Масть его коня - вороная, цвет смерти, скорби, траура.

Четвертый всадник - Смерть

Четвертый - Смерть, на сером (бледном) коне. Это единственный всадник, за именем которого может стоять Ад. Он напрямую связан с миром мертвых и ему дана власть забирать жизни людей. В нем воплощен гнев Божий за безвинно погибших верующих, и Четвертый Всадник посылается в отмщение за грешников. В разных источниках он изображается по-разному. В одних он - скелет на коне с мечом или косой в руке, в других - невероятно красивый мужчина, способный через поцелуй выпить душу человека. В любом случае, Смерть - есть смерть.

Как видно, даже при ближайшем рассмотрении нельзя точно сказать кто они, Всадники Апокалипсиса - карающая рука Бога, или приспешники Сатаны. Зло во благо очищения рядов человеческих от нечистых душой и на руку людей, или коса, которая косит всех без разбора для пополнения легионов Ада. Возможно поэтому в литературе Четырех Всадников Апокалипсиса часто описывают как слуг Дьявола, несмотря на то, что в христианской литературе они - слуги Господа. Есть повод задуматься, а не посланы ли все творящиеся сейчас в мире испытания, как наказание Бога провинившихся людей?

Как было написано Откровение Иоанна и какую символическую роль в нем играет появление четырех всадников Апокалипсиса? Что олицетворяет собой каждый из четырех апокалиптических всадников? Какое развитие символика всадников Апокалипсиса получила в живописи Средневековья и Нового времени?

Что означают четыре всадника Апокалипсиса?
(Всадник апокалипсиса как символ смерти)

Самую таинственную библейскую книгу под названием Апокалипсис написал, по всеобщему признанию, один из любимейших учеников Иисуса - . Откровения пришли к нему в период его ссылки на остров Патмос в Эгейском море. Некоторые апокрифические легенды утверждают, что Иоанн увидел ключевые сцены Апокалипсиса тогда, когда по приказу императора Домицана его подвергли пытке в кипящем масле. Иоанн вышел из котла невредимым, но во время испытания к нему пришли необычные видения, которые после вернулись и были зафиксированы апостолом во всех подробностях.

Откровение Иоанна восходит в развитой апокалиптической традиции, которая была разработана многими авторами. Конец света рисовался ими в ярких символических образах, которые можно было расшифровывать по-разному. Большинство из них имели устоявшуюся мифологическую основу. Истолковывая сюжеты и образы Апокалипсиса Иоанна, всегда нужно иметь в виду, что этот священный текст также не является простым описанием каких-то конкретных событий. Скорее, в нем представлены некие знаки, по которым можно определить приближение конца света. Понять их представляется реальным лишь в контексте всего Священного Писания и сложившейся аллегорической традиции. При этом необходимо учесть, что символика образов Откровения очень многозначна.

"Спаситель и Иоанн Богослов" (написание "Апокалипсиса")

Иоанн Богослов сразу разделяет весь мир и его представителей на две противостоящие сферы.

Высшая сфера - Ангельского Мира ; Церкви, которая торжествует на Небесах; Церкви, гонимой на Земле. Главой этой сферы является Спаситель Иисус - Сын Божий.

Низшая - это сфера зла . Она представлена неверующим миром, грешниками, лжеучителями, сознательными богоборцами и бесами всех мастей. Власть над ними имеет падший ангел в образе дракона.

На протяжение большей части своего Апокалипсиса Иоанн показывает историю постоянной войны между представителями двух данных сфер бытия. Она будет длиться все время, отпущенное на существование человечества. В своих прозрениях апостол мало-помалу раскрывает разные грани борьбы добра и зла. Он рассказывает о том, как совершается самоопределение людей. Одни из них становятся на сторону добра, вторые выбирают зло. В течение всего этого вселенского конфликта поэтапно вершится Божий Суд над земными народами и отдельными людьми. Перед самым же концом мира земная Церковь будет крайне ослаблена, зато зло очень усилит свои позиции.

Семь печатей и четыре всадника

Повествование о них начинается в 6-й главе Откровения, в которой раскрываются судьбы человечества. Агнец-Христос по очереди снимает с Книги Жизни семь печатей . Это - начало последних времен, которые знаменуются обострением борьбы между Церковью и дьяволом. После того, как вскрыты первые четыре печати и тетраморфы (крылатые создания с лицами человека, орла, льва и быка) крикнули свое "Иди и смотри!", в Откровении появляются всадники Апокалипсиса . Каббалистическая трактовка числа 4 (хезед) означает величие, власть, стихийное начало и одновременно - милосердие. В Откровении всадники являются Божьими орудиями, несущими в том числе гнев и наказание. Кроме того, в Святом Писании всадники обозначают земную царскую власть. Являясь перед миром по очереди, они определяют смену исторических формаций, которые наполняются теми или иными событиями.

Первая печать - это всадник на белом коне . Он коронован ангелом и держит в руках лук. Ему даются разные имена: Победоносный, Завоеватель, Мор (Чума, Болезнь). Многие считают, что он принесет с собой в мир различные природные и социальные катаклизмы, раздоры и страшные заболевания . Однако многие толкователи Библии указывают на то, что основное значение белого цвета в Святом Писании связано с понятиями чистоты и святости. В частности, на белом коне иногда появляется сам Иисус .

Этот факт породил мнения, что всадник на белом коне ознаменует собой эпоху духовности и торжества христианства . Это будут времена не материального, а духовного изобилия, когда земная Церковь засияет в своей полной славе, почти как в первые века распространения веры. Таким, с точки зрения некоторых христианских мистиков, будет первый этап разрушения тысячелетнего Христова Царства (которое началось в день смерти Спасителя на кресте). По мнению святого Иринея Лионского, жившего во II веке, белый всадник - один из образов самого Христа. По другому предположению, он - Святой Дух, несущий учение веры людям .

Существует и противоположная трактовка: этот всадник является лжеправедником , который послан смутить слабых духом и ознаменовать приход в мир антихриста. Некоторые толкователи Откровения даже олицетворяют сошедшего на белом коне с самим антихристом.

Вторая печать - всадник с большим мечом на рыжем коне . Его называют Войной (Бранью), он послан "взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга" (Откровение 6:4). Цвет его коня и меча (их еще называют красными и "пламенными") традиционно символизируют кровь, пожирающий огонь, эгоизм, невоздержанность, жестокость, различные мощные животные инстинкты в человеке. Рыжий в мифологии - это характеристика чудовища Тифона, который выступил в битву с силами света со стороны тьмы. Второй всадник принесет с собой ужасные кровопролитные войны, всяческое насилие и разрушение . Люди, отвергнувшие Христово учение, погрузятся в пучину душевной и социальной смуты, которые будут сопровождаться продолжением природных катастроф. Начнется эпоха ересей и гонений на Церковь. Тогда же прольется кровь мучеников, которые будут ревностно бороться с врагами веры. Кроме того, меч в руке воина говорит о том, что он будет вершить суд над падшими людьми от имени Бога.

Третья печать - всадник на вороном коне . В руке он держит меру (весы), и имя ему - Голод. После длительных войн на Земле начнется период голодного прозябания, который принесет с собой этот всадник. Считается, что он знаменует собой засуху и неурожаи, отсутствие пищи и многочисленные голодные смерти . Черный цвет его коня символизирует именно смерть, зло, опасность и разложение. А мера в его руках - это цена за длящиеся грехи людей. Во времена Иоанна Богослова мера была очень высокой платой за что-либо (с тех пор осталось и известное выражение "расплатиться в полной мере"). Толкующие Библию считают, что еще одно значение черного в ней - это бездуховность. Значит, времена, которые откроет третий всадник, будут лишены благодати и наполнены духовным голодом безверия. Возможно, символика черного всадника прежде всего именно такова: он обозначит начало животного существования большинства людей, которые перестанут заботиться о собственном духе.

Четвертая печать - всадник на бледном коне - имеет нарицательное имя "Смерть". Он едет с пустыми руками, так как главным его предназначением станет открытие врат ада. Однако на многих древних рисунках авторы дают ему в руки косу как известнейший средневековый атрибут смерти. Бледный цвет коня (чаще всего считается, что визуально он - бледно-зеленый) имитирует трупную бесцветность. Этот всадник единственный, чье имя прямо называется в Книге книг, но разные переводы предлагают именовать его в том числе Чумой или Мором (очевидно, руководствуясь словами Иоанна о том, что он будет "умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными" (Откровение 6:8)) . Судя по данной цитате, четвертый всадник представляет собой сочетание первых трех: он ведет за собой на Землю болезни, войны, голод, окончательную духовную гибель огромного количества людей. Ряд толкователей Библии утверждают, что именно четвертый всадник известит своим прибытием эру царствования антихриста, который на огромном пространстве - четверти Земли - сможет учредить новую ложную веру в самого себя.

Самым страшным в этой части Апокалипсиса о четырех печатях становится то, что времена всадников с бесчисленными горестями и страданиями человечества - это только предвестия настоящих бед, которые придут в последующие годы и будут гораздо более ужасными (их-то Иоанн и называет Бедствиями).

Иллюстрация Библии "Апокалипсис". Нидерланды

"Всадник на белом коне". Бамбергский Апокалипсис (1000-1020 гг)

"Всадник на белом коне". Дж. Фредерик Уотс

"Всадник на рыжем коне". Дж. Фредерик Уотс

"Всадник на вороном коне". Анжерский апокалипсис (1372-82 гг)

"Всадник на бледном коне". Уильям Блейк

Образы всадников Апокалипсиса в живописи

Они стали появляться и развиваться еще в эпоху раннего Средневековья, в первую очередь в искусстве литографии и гравюры. Изображениями такого рода снабжались библейские тексты. Наиболее полный иллюстративный материал к Библии впервые создал А. Дюрер , который уделил Откровению Иоанна большое внимание. На его знаменитой гравюре "Четыре всадника Апокалипсиса" первый написан в виде сановной особы в царской шапке с жалеющим людей взглядом. Второй полон ярости и стремительно скачет вперед. Третий - с непокрытой головой и равнодушными глазами - рассеянно глядит поверх изнемогающих толп куда-то вдаль. Четвертый выглядит истощенным старцем, восседающим на такой же худой лошади без подков и с веревкой вместо узды. В руках старик держит трезубец. За всеми четырьмя по пятам стремится в мир сам ад в виде ужасного зубастого зверя. Под ногами коней падают в прах жалкие люди: крестьяне, горожане, правители, монахи. Никто из них не избежит положенного наказания.

Малый Евангельский Апокалипсис:

Матфей, гл. 24; Марк, гл. 13; Лука, гл. 21:

  1. Когда вышел Иисус и шел от храма, приступили к Нему ученики Его, чтобы показать Ему здания храма, и говорит Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!
  2. Иисус же сказал им в ответ: видите ли все это? Истинно говорю вам, придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все это будет разрушено.
  3. Когда же сидел Он на горе Елеонской против храма, спрашивали его наедине Петр и Иаков, и Иоанн, и Андрей: Учитель! скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?
  4. Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение; ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я – Христос», и многих прельстят. И это время близко. Не ходите вслед их.
  5. Tакже услышите о войнах и о военных слухах, и о смятениях. Смотрите, не ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быть прежде; но это еще не конец:
  6. Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры, смятения и землетрясения по местам; все же это – начало болезней.
  7. Но вы смотрите за собою, ибо вас будут предавать в судилища, и бить в синагогах, и будут гнать вас, предавая в темницы; будут предавать на мучения и убивать вас.
  8. И перед правителями и царями поставят вас за имя Мое, для свидетельства перед ними.
  9. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
  10. Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте, что сказать; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святой.
  11. Итак, положите себе на сердце не обдумывать заранее, что говорить, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все противящиеся вам.
  12. И вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет. Терпением вашим спасайте души ваши.
  13. И тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать и возненавидят друг друга. Предаст же брат брата на смерть и отец детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их.
  14. И многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется.
  15. Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его:
  16. Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное.
  17. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей;
  18. И падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.
  19. Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую на святом месте,– читающий да разумеет,– тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома твоего; и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!
  20. Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою, или в субботу. Ибо в те дни будет такая великая скорбь, какой не было от начала творения мира доныне, и не будет.
  21. И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократятся те дни.
  22. Тогда, если кто скажет вам: «вот, здесь Христос», или: «вот, там»,– не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам все.
  23. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне»,– не выходите: «вот, Он в потаенных комнатах»,– не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где труп, там соберутся орлы.
  24. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются.
  25. И будет на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядйщих на вселенную; ибо силы небесные поколеблются.
  26. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою многою и славою великою.
  27. И тогда Он пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края земли до края неба.
  28. Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.
  29. И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья: когда они уже распускаются и пускают листья, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето; так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие.

Толковая Библия:

«Эта «эсхатологическая речь» Христа полна непреодолимых трудностей для толкования, что вполне понятно, так как дело идет здесь вообще о будущих судьбах мира. На объяснение ее потрачено было огромное количество труда. Она была причиною многочисленных заблуждений, происходивших вследствие неправильности ее толкования. Для правильного ее истолкования нужно прежде всего иметь в виду, что в ней с одной стороны говорится о судьбе Иерусалима, с другой – о будущих судьбах царств, и с третьей – о конце мира... Некоторые (не без успеха) пытались истолковать ее исключительно о судьбе Иерусалима и иудейского народа; другие – только о конце мира и втором пришествии. То и другое толкование можно считать правильным. Каким образом это происходит, легче понять на примере. Если человек станет на какое-нибудь ровное место, то пред ним открывается один горизонт; если он поднимается на несколько сажен выше, то пространство пред ним расширяется и горизонт отдаляется; если еще выше, то открывается еще горизонт. Так и речь Христа. Если мы будем рассматривать ее с самой низкой точки зрения, то найдем, что в ней почти все может быть объяснено относительно ближайших событий – взятия и разрушения Иерусалима; если поднимемся выше – то о последних судьбах мира» .

Естественно возникает вопрос: когда же должны начаться эти «последние судьбы мира» или может быть они уже начались? Ведь если о дате Второго пришествия Иисуса Христа говорится: «О дне же том и часе никто не знает, ни [даже] Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Матфея 24:36), то о признаках Второго пришествия наоборот говорится: «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лука 21:27,28). Таким образом, получается, что определить начало «последних судеб мира» будет несложно, но будет возможно лишь в самый момент наступления предсказанных Иисусом Христом событий.

Одним из признаков «кончины века» Иисус называет проповедь Евангелия всем народам: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24: 14).

Святитель Феофан Затворник:

«Когда Евангелие пройдет по всем народам, обитающим на земле и соберет всех, способных принять его и переродиться благодатью Духа, то не останется смысла в существовании мира в этом виде и тогда наступит конец. И добро, и зло уже засеменено, развивается, растет. Созреет и то, и другое в свое время. Раньше определенного срока сему быть нельзя. Мир стоит затем, чтобы вложенная Господом в род наш - как квас в тесто - сила спасения произвела свое дело. Ходит Слово Божие по земле, возбуждает спящих и приводит их к источникам благодати. Этого рода явления повсюду - и среди неверных, и среди заблудших, и среди правоверующих. Мир стоит потому, что еще не все, гожие в царство Христово, вступило в него, или еще не столько их вступило, сколько нужно. Сила спасения, вложенная господом в род наш, действием своим удерживает явление антихриста. Перестанет она действовать, тогда и он выступит на среду. Разложив это общее на части, составляющие его, получим: мешает явиться антихристу то, что еще не всеми слышано, не всеми предузнанными принято Евангелие, и что благодать Духа Святого еще пребывает и имеет еще поле деятельности в человеческом роде.» [???].


К.Н.Леонтьев (1890):

«Мир земной приблизится к своей гибели тогда, когда Евангелие будет везде проповедано. Ни в Евангелии, ни у Апостолов нигде не сказано, что христианство будет всеми с одинаковым усердием принято в душу. Сказано только, что оно будет везде известно; но вместе с тем сказано, что Христос «едва ли найдет веру на земле ко второму Своему пришествию» .


Проф. А.Д.Беляев писал в 1898 году:

«Речь идет о проповедании, или всенародном провозглашении Евангелия, а не о принятии его. Пред концом мира не будет ни одного народа и, можно думать, даже ни одного человека, который не слыхал бы о евангельском учении. Но это вовсе не значит, что все услышавшие евангельскую проповедь примут Евангелие и сделаются христианами. [...] Тогда именно войдет в Церковь, по учению того же Апостола, полное число язычников (Рим. 11, 25). Процесс обращения язычников в христианство, начавшись со времени земной жизни Иисуса Христа и продолжаясь непрестанно, окончится только пред концом мира... при конце своем этот процесс не ослабеет, а будет совершаться с особенным напряжением» .


Петр Попович:

«В 1500 году Библия или части ее были переведены на 14 языков. В 1750 году она уже была переведена на 71 язык, в 1965 на 1250 языков, а в 1974 – на 1546, то есть более, чем на 97 процентов языков, наречий и диалектов земного шара. Еще остается около 2 тысяч языков и диалектов, на которые Библия не переведена, но на этих диалектах говорит всего лишь 3 процента населения на планете. В 1800 году было только одно Британское Библейское общество по распространению Библии, в 1957 – 24 национальных Библейских Общества, а через 10 лет в 1967 году, было 35 Обществ, которые занимались распространением Библии. Назовем некоторые цифры, которые показывают широкое распространение Евангелия во всем мире. Британское Библейское Общество за 165 лет напечатало Библий или частей Священного Писания 293 млн. экз. В 1967 году через 35 Библейских Обществ было распространено 100 млн. Библий, а в 1970 году только одно Библейское Общество Америки распространило 100 млн. Библий или частей Писания, то есть в 1970 году одна Библия приходилась на 33 жителя земли». .

Эти данные приведены на 70-е годы XX века. С появлением же компьютерных технологий распространение Библии на планете происходит еще быстрее. Таким образом очевидно, что предсказание Иисуса о проповеди Евангелия всем народам исполнилось только в начале XXI века.

Среди признаков «кончины века» Иисус называет войны: «Услышите о войнах и о военных слухах [и о смятениях]. Смотрите не ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быть прежде. Но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут глады, моры, смятения и землетрясения по местам. Все же это – начало болезней» (Мф. 24: 6-8). Однако война является обычным явлением в истории человечества.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона:

«Вся история народов представляется в виде беспрерывной войны, которая является как бы их нормальным состоянием, а короткие промежутки мира между длинными периодами войн – как бы перемирием, которое правильнее было бы считать тою же войною, потому что и тогда в основе международных отношений лежит не братская любовь и взаимное доверие, а страх и недоверие. Итак, вечная война – вот что дает до сих пор история человечества, взамен вечного мира, о котором мечтают философы и моралисты» .

Таким образом очевидно, что признаком «кончины века» нельзя считать вообще войны, которые наблюдались на протяжении всей истории человечества, но нужно считать две мировые войны в XX веке унесшие в общей сложности неизмеримо большее количество жизней, чем все остальные войны в истории человечества. Впрочем, согласно статистике, с момента окончания Второй мировой войны до 1992 года в мире было развязано 149 войн. Результат – 23 миллиона погибших (Данные ЮНИСЕФ) – не оставляет сомнений в степени интенсивности прошедшей «холодной войны», которую иногда называют Третьей мировой войной. Четвертая мировая война, которая состоится с применением атомного оружия, носит в Библии название Армагеддон и означает конец мировой истории. Таким образом мы приходим к истории XX века.

Слова Иисуса Христа: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» (Мф. 24: 9),– в приложении к истории XX века означают гонения на Русскую Православную Церковь в годы советской власти. Слова: «И тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать и возненавидят друг друга. Предаст же брат брата на смерть и отец детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их» (Мф. 24: 10; Мк. 13: 12),– означают братоубийственную гражданскую войну и атмосферу доносов и страха в годы советской власти. «Все же это – начало болезней» (Мф. 24: 8),– сказано нам в Евангелии.

Архимандрит Пантелиимон писал в 1904 году:

«Это совершится путем революции и начнется ниспровержением законом установленных властей, разрушением общественной и частной собственности, гибелью людей от страха ожидания бедствий, всеобщим возбужденным состоянием кровавыми подвигами политических фанатиков, захватом власти злодеями и людоедами. Так было внутри стен Иерусалима во время осады его в 70 году по Р. Х. Того же следует ожидать и при кончине века» .

Однако ясное осознание революции 1917 года в России как «генеральной репетиции Апокалипсиса» и начала эсхатологического периода в истории человечества происходит в Русской Церкви гораздо позже. Такие определения встречаются, например, в решениях первого Всезарубежного собора РПЦЗ прошедшего в Сремских Карловцах (Королевство сербов, хорватов и словенцев) в 1921 году.

В работах множества православных авторов и богословов РПЦЗ, таких, например, как проф. Иван Ильин, иер. Серафим Роуз, прот. Сергий Булгаков, арх. Константин Зайцев, Михаил Назаров и другие красной нитью проходит идея о революции 1917 года в России, как о начале Апокалипсиса, а падение в России монархии они связывали по Апостолу Павлу со взятием от среды удерживающего: «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2Фес. 2:7), так как считали, что воспрепятствовать установлению власти Антихриста на земле могло только православное царство. Такие же мнения встречаются постоянно у представителей Русской Церкви живших в СССР под властью большевиков. Впоследствии многие эти авторы, как например, Архиепископ Илларион (Троицкий), были канонизированы как российские новомученики сначала в РПЦЗ, а позже и в РПЦ.

Современные историки и публицисты разделяют новейшую историю России или СССР на шесть основных периодов: Революция, Тоталитаризм, Волюнтаризм, Застой, Перестройка и Демократия. С ними связаны правители, соответственно: Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев, Черненко, Андропов, Горбачев, Ельцин, Путин, Медведев. Однако часто приходится слышать, что горбачевская "перестройка" является продолжением так называемой хрущевской "оттепели", которая положила начало разрушению (демонтаж) созданной Сталиным тоталитарной системы. Эпоха правления Брежнева только замедлила этот процесс, а значит, в широком (идейном) смысле "перестройка" была начата при Хрущеве. Таким образом, получается, что самих периодов или эпох было всего четыре: Революция, Тоталитаризм, Перестройка и Демократия, которым должны соответствовать: Ленин, Сталин, Хрущев - Горбачев, Ельцин - Путин - Медведев. Попробуем проследить, насколько эти периоды соответствуют печатям Апокалипсиса?


11.08.11 Всадники апокалипсиса, описанные в откровении Иоанна Богослова. В данной статье, собраны картины разных художников, разных периодов времени, изображающие 4-х всадников Апокалипсиса, а так же ознакомится с комментариями исследователя В.В.Сорокина , с предположениями о том, какие события подразумеваются под снятием печатей.


Всадник на белом коне


«Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он победоносный, и чтобы победить. »


Первая печать


«Снятие» «первой печати» знаменует появление всадника на белом коне (Откр. 6:1-2). Всадник в Св. Писании служит символом царской власти, земного царства; соответственно, появляющиеся один за другим всадники знаменуют собою смену эпох, имеющих ту или иную духовную наполненность. Белый цвет в Св. Писа­нии - символ чистоты и святости; Христос предстает иногда в виде всадника на белом коне (Откр. 19:11). Все это говорит о том, что «снятие первой печати» будет означать начало эпохи духовного торжества христианства в мире. Из этого вовсе не следует, что Церковь станет в мире господствующей и все станут христианами; также не следует делать выводы о внешнем бла­гополучии в эту эпоху. Речь идет скорее именно о духовном расцвете Церкви, когда сияние Её святости, возможно, снова станет столь же ярким, как в первохристианские времена. Некоторые христианские мистики смешивают это время с тысячелетним Царством Христовым (ср. Откр. 20:4-6), между тем как оно есть, в сущности, не начало его, а завершение, ибо началось это Царство в день крестной смерти Спасителя с воскресением первых святых (Мф. 27:52). Сколько продлится эта эпоха - неизвестно, как неизвестна продолжительность и всех других апокалиптических эпох, и само время Страшного Суда.


Карло Карра Всадники апокалипсиса, 1908. Институт искусств, Чикаго




М.Врубель


Альбрехт Дюрер, Откровение Иоанна Богослова: Четыре Всадника Апокалипсиса, 1497-98, ксилография, Staatliche Kunsthalle, Карлсруэ



Vision of the white horse, The Artist: DE LOUTHERBOURG, Philippe Jacques Date: 1798


Маша Шмакофф. Всадник на белом коне


The Rider on the White Horse by George Frederic Watts

Всадник на рыжем коне

«И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч . »

Вторая печать

«Снятие второй печати» знаменует появление всадника на рыжем коне - символа новой эпохи, эпохи всемирных войн и нестроений (Откр. 6:3-4). Вероятно, мир, в очередной раз отвер­гнув открывшийся ему свет Христов, погрузится в пучину все­ленской смуты, сопровождаемой участившимися стихийными бедствиями. Это, по-видимому, и есть «глады, моры и землетря­сения по местам», обещанные Спасителем в конце времен (Мф. 24:7-8). Тогда же, вероятно, начнутся и гонения на Церковь - предвестие антихристова гонения (Мф. 24:9-14). В известном смысле, всякое смутное время в истории являет собою прообраз этой последней смуты, но в конце времен она, по-видимому, должна стать всемирной. Это вовсе не обязательно должна быть, как иногда думают, мировая война; локальные вялотекущие войны могут быть духовно даже более губительны, т.к. мировая война начинается и заканчивается обычно при жизни одного поколения, а т.н. «малые войны» могут тянуться десятилетиями, так, что появляются на свет поколения людей, с самого детства невидевшие в своей жизни ничего, кроме войны и смуты. Но такая вселенская смута, разумеется, не может продолжаться бесконечно.


George Frederic Watts. British, 1817 - 1904. The Rider on the Black Horse

Всадник на вороном коне

«И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. »

Третья печать

После «снятия третьей печати» появляется всадник на вороном коне с мерою в руке (Откр. 6:5-6). Вороной конь противопоставлен белому: если белый цвет - символ облагодатствованности, то черный означает совершенную безблагодатность той эпохи, ко­торую олицетворяет собой всадник с мерой в руке. Очевидно, мир и порядок на земле будет им восстановлен, и править будет всем миром - безблагодатная, антидуховная по своей сути цивили­зация охватит всю планету. Весьма вероятно, что на Земле будет тогда лишь один правитель, и режим его правления будет вполне тоталитарным. Разумеется, любой тоталитарный режим несёт в себе нечто от антихриста; но предстоящая эпоха, очевидно, превзойдёт в этом смысле всё достигнутое. Из этого вовсе не следует, что люди будут гибнуть исключительно от террора властей - современная цивилизация даже при вполне демокра­тическом внешне устройстве вполне может подчинить себе человека социально и психологически - «мягкий террор» окружения и «общественного мнения» оказывается порой эффективнее террора государственного. Не исключено, что суперцивилизация после­дних времен будет использовать оба этих рычага. О совершенной её безблагодатности говорит запрещение прикасаться к хлебу и вину, олицетворяющим в Св. Писании благодать (Откр. 6:5-6). В тексте Апокалипсиса есть также косвенные указания на развитие в последние времена магии и магических средств воздействия на психику человека (Откр. 13:12-15). Такое сочетание техники и магии, возможно, сделает контроль над человеком совершенно тотальным, так что всякий, желающий сохранить духовную независимость, будет оказываться вне общества и, очевидно, преследоваться (Откр. 13:16).


William Blake. Death on a Pale Horse. Cambridge, Fitzwilliam Museum

Всадник на бледном коне


«И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными


Четвёртая печать

«Снятие четвёртой печати» означает явление в мир антихриста (Откр. 6:7-8). Конь «бледный», т.е. бесцветный, означает беска­чественность наступившей эпохи с точки зрения метаистории: антихрист находится вне Истории как провиденциального процес­са; это - воплощение духа тьмы, устремленного в небытие. Не исключено, что внешне антихрист придёт к власти вполне «зем­ным» способом; но в конце концов он непременно проявит свою сатанинскую суть, вероятнее всего, введя некую обязательную для всех квазирелигию, в центре которой будет стоять он сам (Откр. 13:5-8). «Четвертая часть земли» (Откр. 6:8) означает, вероятно, частичную подчиненность природы (через её извращение) власти антихриста (число 4 в каббалистической символике означает сти­хийные начала; «четвертая часть» обозначает частичную их вов­леченность в антихристов замысел о завоевании власти над миром).

Horseman of death, The
Artist: COLOMBE, Jean
Date: 1485-89
Technique: Illumination
Location: Musйe Condй, Chantilly
Notes: From "Trиs Riches Heures du Duc de Berry"


Виктор Михайлович Васнецов, Воины Апокалипсиса, 1887


Б.Анисфельд. Четыре всадника Апокалипсиса. 1940-е


Арнольд Беклин


Арбо. Валькирии


Тернер Всадник на бледном коне 1825-1830г.


Ashley Wood


Всадники Дениса Мезенцева

Four horsemen of the Apocalypse, The
Artist: CAROLSFELD, Julius Schnorr von
Date: 1851-60
Technique: Engraving
Location:
Notes: From "Bibel in Bildern"



Four horsemen, The
Artist: PLACIDUS, Stephanus Garsia (active 11th cenury)
Date: 11th century
Technique:
Location: Bibliothйque Nationale de France, Paris
Notes: From the "Beatus of Saint-Sever: The Apocalypse of John" of France (Ms. Latin 8878), illuminated in the middle of the 11th century by Stephanus Garsia for Gregorio Montaner, the then abbot of the monastery of Saint-Sever, Gascogny, France



Death on a pale horse
Artist: WEST, Benjamin
Date: 1796
Technique: Oil on canvas
Location: Detroit Institute of Arts

Benjamin West
Death on a Pale Horse
Pen, pencil and wash,
570 x 1120 mm
dated "1783, retouched 1803"
London, Royal Academy of Arts

Пятая печать

«Снятие пятой печати» означает исполнение той меры святости и - одновременно - той меры зла, которая должна исполниться к концу времен (Откр. 6:9-11). Каждый век Церковь являет миру новых святых, число которых все время растет. Очевидно, число их должно особенно возрасти за счет тех, кто примет мученическую кончину во время последнего великого гонения на Церковь (не исключено, что оно начнется ещё до явления в мир антихриста, но при нём наверное усилится).

Шестая печать

«Снятие шестой печати» означает начало преображения мира (Откр. 6:12-17). Изменяется сама физическая природа, и это со­провождается неизбежным катаклизмом. Земля как бы выключа­ется в этот момент из того пространственно-временного континуу­ма, который Бог сотворил в «четвертый день». Наступает великий покой, когда одновременно раскрываются и Небеса, и бездна (Откр. 7:1-2). В этот момент духовный выбор каждого уже сделан, и Господь духовно отделяет Своих святых (Откр. 7:3). Число 144000 (Откр. 7:4), разумеется, символическое (12000x12=144000, ср. Откр. 7:5- 8): оно означает число святых Вселенской Церкви (сыны Израилевы - духовно - символизируют Церковь; тысяча в Св. Писании символически обозначает полноту). В этот последний миг исторического бытия мира открывают для себя Христа и многие святые, не принадлежащие к «народу израильскому», т.е. к Цер­кви; из них многие, очевидно, были убиты за правду Божию, как они понимали её во времена последнего гонения, и теперь они пребывают со Христом вместе с теми, кто с самого начала принад­лежал к Церкви Христовой (Откр. 7:9-17).

Седьмая печать

«Снятие седьмой печати» (Откр. 8:1-6) завершает процесс преображения мира. Великое безмолвие (Откр. 8:1) и ожидание ангелов (Откр. 8:2) сменяется приготовлением к тому последнему в истории духовному действию, которое должно завершить собою процесс преображения мира и которое символически открывается священнописателю как звук ангельских труб (Откр. 8:6). Пока­зательно, что в этом действии таинственно участвуют молитвы святых, являющие собою род духовного фимиама (Откр. 8:3-4).


Louse, the rider of Apocalypse, 1944. Imre Amos

В самом конце ролика первый из четерёх всех всадников, о которых написано во многих религиозных книгах. Репортаж канала Euronews в Египте. В Интернете его уже успели назвать "огненный всадник".

Всё о конце света. Исследователи, изучающие ледниковый покров Гренландии, делают пугающее открытие... Флорида, 2005 год. Внезапно пляж покрывают трупы морских созданий... Индонезия, 2004 год. Мощное подводное землетрясение становится причиной чудовищного цунами... Эксперты считают, что все это - только начало. Могли все эти события быть предсказаны Библией? Неужели мы приближаемся к финальному рубежу? Нам стоит лишь раскрыть глаза, и мы увидим, что они уже здесь - 7 знаков Апокалипсиса.